Как поздавляли вернёмся в библиотеку?

Комсомольская правда (Москва), №12
5.03.2004
КАК ПОЗДРАВЛЯЛИ ЖЕНЩИН
НА ЛУНЕ.
Космический вездеход выписал колесами в лунной пыли праздничную восьмерку. Более оригинального подарка к 8 Марта никто никогда не получал!
ЭТУ ИСТОРИЮ мы узнали от участника тех событий Константина Давидовского, ныне пенсионера, а в 70-е годы - "лунного штурмана". Покорять ближайшую спутницу Земли мы собирались автоматическими аппаратами. Для этого был создан "Луноход-1" - восьмиколесный "внедорожник", управляемый командами с Земли. Лунный робот должен был исследовать грунт, изучить магнитные поля, а также проделать телевизионную и панорамную съемку. Центр управления базировался под Симферополем. Здесь для тренировок устроили специальный лунодром, имитировавший лунный рельеф.

"Экипаж" отбирали долго и придирчиво. Медкомиссию все претенденты проходили почти такую же, как и космонавты. Любопытно, что одно из условий отбора было такое: у будущих водителей лунохода должны отсутствовать навыки вождения каких бы то ни было земных транспортных средств - буть то велосипед или трактор! Настолько приемы управления не походили на привычные.

Персонал состоял из двух команд, работающих по очереди. В каждой из них был командир, водитель, штурман-навигатор, бортинженер, оператор остронаправленной антенны и один резервный водитель. После всевозможных проверок из сорока пяти молодых офицеров жесткий отбор прошли только одиннадцать. Среди них был и житель подмосковного Одинцова Константин Давидовский.

Десятого ноября 1970 года в 18 часов 56 минут советская космическая станция "Луна-17" стартовала с околоземной орбиты. Семнадцатого ноября в 6 часов 46 минут 50 секунд станция достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей, с этого момента и началась многомесячная эпопея лунохода-первопроходца.

Сначала, вспоминает Константин Константинович, они чертовски переживали, что луноход утонет в пыли либо засядет в кратере. Но хуже всего было, когда приезжали генералы, обожавшие команду "Полный вперед!". Однажды после очередной такой проверки спецы целых девять часов вызволяли луноход из кратера. После этого случая между экипажем и генералами возвели стеклянную стенку, чтобы те не мешали.

ТРАДИЦИИ


Ракета по имени «Таня»

Эта традиция - одна из самых загадочных среди бытующих у покорителей космоса. На космодроме "Плесецк" в Архангельской области за три часа до запуска ракеты на покрытой толстым слоем инея третьей ступени (ракета охлаждается жидким кислородом, поэтому иней держится и зимой, и летом) метровыми буквами пишут женское имя Таня. Выводят его рукавицей, пальцем нельзя - отморозишь.

Откуда этот обычай пошел? Имя перед стартом пишут уже около сорока лет - при запусках ракет среднего класса "Молния-М" и "Союз-У". Считается, что ракета, "освященная" этим именем, обязательно выполнит все задачи. На космодроме говорят: "Таня - наш оберег!"

Кто же такая Татьяна? На этот счет существует несколько версий. Среди них есть и романтическая, и шутейная.

Старожилы вспоминают, что впервые "Таня" появилась 17 марта 1966 года. Тогда с "Плесецка" впервые выводили на орбиту космический аппарат "Космос-112". Говорят, что в это время в местной столовой работала симпатичная заведующая, которую звали Татьяной. Видно, приглянулась кому-то, ну и "попала" на ракету.

По другой версии, "Таней" мы обязаны командиру испытательной части Владимиру Татьянкину. Правда, мнения здесь разные. Кто-то считает, что у Татьянкина была дочь Таня. И написали именно ее имя. А еще говорят, что в среде рядовых у Татьянкина было прозвище Таня. Вот кто-то и пошутил.

Как бы там ни было, первую ракету - Таню запустили удачно. И с тех пор Таня для космодрома не просто имя, а символ удачи.

Даниил КЛЮКИН.

Если романтическая версия верна и кто-то из наших читателей знает подробности о судьбе реальной Тани, напишите нам или позвоните по тел. (095) 257-46-80
В МАРТЕ 1971 года водители космического "внедорожника" уже вполне освоились на Луне. В центре управления, разумеется, работали не только мужчины, но и немало женщин, которые осуществляли инженерное и техническое обеспечение. И вот накануне празднования 8 Марта у Константина Давидовского и его коллег созрел дерзновенный план, как поздравить своих дам с Международным женским днем. Понятно, что высокое начальство от подобных замыслов в восторг бы не пришло, поэтому готовились, насколько было возможно, в узком кругу. Штурман Давидовский рассчитал маршрут так, чтобы луноход выписал колесами на лунном грунте милые женскому сердцу символы - "8 МАРТА". Задача представлялась вполне выполнимой - за луноходом оставалась хорошо заметная колея. Но из-за нехватки энергии слово "...МАРТА" написать не удалось. Луноход работал от солнечных батарей, а "подзарядка" должна была состояться лишь на следующий день с восходом Солнца.

Энергии хватило лишь на то, чтобы выписать "восьмерку". Но и это было большой победой мужского коллектива: цифра получилась внушительной -100-метровой, любой гуманоид с орбиты увидит! Гордые и взволнованные покорители Луны и женских сердец сфотографировали творение своих рук и продемонстрировали сотрудницам. То-то было восторга!

ЗА ВОПИЮЩИМ с точки зрения начальства фактом должны были последовать оргвыводы... Давидовский считает, что не выгнали их с треском лишь потому, что заменить водителей и штурманов лунохода было некем. Зато дамы от такого поступка были в восторге. Им могли бы позавидовать женщины всего мира, если бы не сугубая секретность, окружавшая лунную программу. Историю засекретили так хорошо, что по сию пору никто, кроме посвященных, не знает про "загогулину" в виде цифры 8, которая красуется на Луне. Кстати, благодаря тому, что на Луне нет атмосферы, процессов эрозии почвы, красоваться она будет практически вечно - в назидание потомкам, как следует настоящим мужикам поздравлять своих женщин.

Алексия МЕЛЕВСКАЯ.