Космонавтика: Космонавтика прошлого
Арвид ПАЛЛО
В мае военного 1945 г. МАП приняло решение откомандировать в зону Германии, оккупированную Советской Армией, оперативную группу сотрудников НИИ-1 (преобразованный из РНИИ, НИИ-3, вошел в состав МАП) для выполнения демонтажных работ и отправки в СССР оборудования опытного участка завода BMW (деревня Басдорф севернее Берлина).
Группа насчитывала 10 человек во главе с А.М.Исаевым. На сбор и оформление были выделены одни сутки. Нам сообщили, что завтра, в 6.00 утра наша группа вылетает в Германию самолетом с Центрального московского аэродрома для выполнения работ на заводе BMW.
День был очень напряженным: надо было сдать дела, оформить документацию, получить расчет и военное обмундирование, принять участие в соответствующем собеседовании и попрощаться с родными.
В 6 часов утра группа собралась на аэродроме в составе: А.М.Исаев, Берглезов, Райков, Толстов, Чешков, Смирнов, А.В.Палло, А.С.Раецкий, Косятов, Волков.
Вылет задерживался из-за отсутствия штурмана.
В 8.30 вылетели на самолете B-25. Наш маршрут проходил через Минск-Варшаву-Пенемюнде-Берлин. С борта самолета были видны страшные разрушения, причиненные войной. До Варшавы и далее до выхода в Балтийское море полет проходил благополучно, а вот выйти сразу на Пенемюнде штурман сразу не смог, запутавшись в прибрежной географии. Но с помощью механика, принявшего на себя обязанности штурмана, благополучно прилетели в Пенемюнде.
Стоял ясный летний день. Сосновый лес окружал летное поле из бетонированных плит, частично разрушенное бомбардировками.
Усилиями службы БАО нас привезли в открытом "Додже" на берег Балтийского моря в гостиницу населенного пункта Циновицы, где находился немецкий центр ракетных испытаний.
После размещения в гостинице, наша группа отправилась на обследование сооружений и испытательных площадок. Стендовые сооружения и цехи опытного завода были в полуразрушенном состоянии - как от английских и наших воздушных налетов, так и от нанесенных самими немцами при отводе войск разрушений.
Нас удивили гpандиозность и монолитность существующих сооpужений по сpавнению с имеющимися у нас постpойками. Это объясняется масштабностью и мощностью пpименяемых pакетных установок.
Осмотpев в Пенемюнде стаpтовые и стендовые площадки V-1 и V-2, группа на следующий день вылетела в Берлин. Здесь же остались А.В.Палло и А.С.Раецкий. В Пенемюнде мы встретили знакомого подполковника, который раньше работал в РНИИ. Он порекомендовал нам остаться здесь с условием приобрести автотранспорт и бензин, так как без этого в Германии в то время производить какие-либо работы было невозможно.
В течении недели, проведенной в Циновицах, мы подробно ознакомились с немецкой ракетной базой и посетили авиазавод в Ростоке. В Берлин мы ехали на грузовой автомашине, имея 4 т бензина. На второй день прибыли в Берлин, вид которого - сплошные развалины, сохранились лишь его окраины. К месту расположения группы в Берлине ехали ориентируясь трассой трамвайных путей по имеющейся карте города.
А.М.Исаев, увидев нас с автотранспортом и запасом бензина, воспрянул духом, и мы на следующий день выехали в Басдорф, в расположение завода BMW.
На заводе уже работало несколько групп, занимавшихся эвакуацией цехов и испытательного оборудования на участках, где изготовляли поршневые и газотурбинные двигатели.
Завод BMW располагался на двух территориях: на одной было производство поршневых авиадвигателей и участок специальных двигателей, на другой - участок изготовления и испытаний газотурбинных двигателей и зона отдыха. Все строения в лесу сохраняли максимальную маскировку.
В зоне отдыха имелись: пруд, лодочная пристань, веранды для настольных игр, теннисная и волейбольная площадки.
Осматривая участок спец.двигателей мы поняли, что фирма занималась ЖРД. На территории расположены несколько стендов для проведения огневых испытаний РД, хранилище химикатов в бочках и 2 железнодорожные цистерны с азотной кислотой. В складе одного из стендов обнаружили бутыли с бесцветной жидкостью. Проверив ее на контакт с древесиной увидели, что она самовоспламеняется. Здесь же были обнаружены разорванные мешки с кубиками серого цвета. Это были высококонцентрированная перекись водорода и катализатор для ее разложения.
На одном из стендов находился мощный водяной нагрузочный реостат. Здесь же обнаружили подземный стенд для испытаний малогабаритных турбин.
Осматривая помещения управления и мастерских опытного участка мы увидели, что со станочного оборудования сняты супорты, а служебные помещения управления завалены бумагами. При подробном рассмотрении бумаг нашли список и адреса сотрудников.
В списке были адреса Главного конструктора и директора опытного участка. Обнаружив их дома, привезли в Басдорф и поселили в поселке. Им поручили составить подробное описание: какими работами они занимались на спецучастке.
Продолжая поиски материальной части, составляли описания стендов. Для скорейшего выполнения работ привлекли несколько механиков, ранее работавших на этом участке, и в результате обнаружили закопанную в песок материальную часть: полностью укомплектованные однокамерную и двухкамерную самолетные установки ЖРД, которые для хорошей сохранности были тщательно упакованы в промасленную бумагу и толь.
Для ознакомления с конструкцией приняли решение:
- разобрать один комплект каждой двигательной установки;
- двигатель однокамерной установки подвергнуть испытанию на стенде;
- составить описание найденных установок;
- сравнить материалы, сообщенные в письменном виде Главным конструктором - немцем, с найденными изделиями.
При собеседовании с Главным конструктором и директором спец.участка нас интересовало, где находится техдокументация (чертежи найденных образцов ЖРД).
Нам отвечали, что "не знают", а затем в одной из бесед заявили: "ищите", и лишь после того, как им показали обнаруженные нами образцы ЖРД, они указали на воронку от разрыва авиабомбы, в которой, на глубине примерно 1 метра, были захоронены алюминиевые трубы с кальками чертежей изделий и блоки насосных агрегатов.
Восстановили испытательный стенд, мы провели на нем огневой запуск трофейного ЖРД.
Перед запуском провели экспериментальную проверку на самовоспламенение различных компонентов топлива из числа обнаруженных на складе. В качестве топлива использовали T-stoff и ксилидин.
Вскоре из Москвы прибыла группа: Л.С.Душкин, А.И.Дедов, профессора Гухман, Кнорре и др.
До их прибытия нас посетили Н.Г.Чернышев, В.Гречанинов и Бакеев. С ними были отправлены в Москву образцы бесцветной жидкости и кубики серого цвета.
Вскоре последовало указание о разделении нашей группы. Часть ее осталась в Басдорфе (Берглезов, Дедов, Раецкий, Чешков), а остальные (Исаев, Палло, Толстов, Райков, Косятов, Душкин, Гухман, Кнорре, Волков) были причислены в группу "изучения новой техники" с направлением на юг Германии (в Тюрингию).
Путь лежал через Лейпциг в Нордхаузен.
В Нордхаузене, на горе "Конштайн", располагался лагерь заключенных "Дора", а под ним - подземный завод по изготовлению и сборке BMW-003, JuMO-004, самолета-ракеты V-1 и ракеты-снаряда V-2.
Подземный завод образован из 4-х двух-трехкилометровых штолен, проходящих сквозь гору, и соединяющих их 48-и перемычек. Цикл изготовления завершался выпуском готового изделия в конце каждой штольни.
В каждой штольне проложен железнодорожный путь, входы и выходы тщательно закамуфлированы.
На заводе работали заключенные из лагеря "Дора", расположенного на горе. В лагере была установлена печь для сжигания погибших. До нашего приезда, американскими воинскими частями значительная часть станочного оборудования, а так же материальной части были вывезены. Были интернированы и наиболее здоровый контингент заключенных. В лагере остались измученные и истощенные люди - "кости, обтянутые кожей".
Отдельно были найдены ракеты-снаряды "Шметтерлинг", "Вассерфаль", "Тайфун".
В Нордхаузене располагался штаб группы "Изучения новой техники", возглавляемый генералом ИТС Кузнецовым, а в селении Бляйхероде - институт "Rabe" по сбору и исследованию аппаратуры управления V-2, возглавляемый Б.Е.Чертоком.
Наша поредевшая группа перебазировлась в Лехестен, где у границы американской зоны находилось предприятие по добыче черного шифера, на базе которого размещались стенды огневых (обжиговых) испытаний камер сгорания ЖРД V-2.
Предприятие именовалось "Mittelverke" и представляло комплекс, состоящий из:
- Подземного машинного зала по производству жидкого кислорода. В зале 50 x 50 x 15 м были установлены 4 компрессорные установки системы "Линде". Рядом, в меньшем зале - компрессорная установка газообразного азота, используемого для вытеснительной системы системы подачи топлива при испытаниях камер сгорания ЖРД V-2.
- На поверхности установлена градирня.
- Внутри, на входе в штольню, по обоим сторонам расположены емкости-цистерны хранения жидкого кислорода и спирта, а также шаровые емкости высокого давления. Емкости установлены на весах с регистраторами расхода топлива по времени.
- Против входа в штольню расположена пультовая управления запуском ракетного двигателя.
- На подковообразной нише, с обеих сторон пультовой, в 10 м от нее, сооружены два испытательных стенда в виде бетонных консолей, заделанных в массив горной породы.
- Испытуемая камера сгорания подвешивается на 4-х мессдозах замера тягового усилия.
- Небольшая компрессорная установка для зарядки баллонов с газообразным кислородом, используемого для технических и хозяйственных целей, вынесена на поверхность вне испытательной площадки.
- По карнизу подковообразного обрыва проложена железнодорожная ветка для доставки материальной части.
- Цистерны с горючим хранятся в искусственном гроте.
- Доставка и вывоз грузов из карьера осуществлялась по железной дороге локомотивом с зубчато-реечной передачей.
Задачами нашей группы были:
- Восстановление завода по производству жидкого кислорода;
- Снятие технических характеристик камер сгорания V-2;
- Расшифровка паспортных данных сопровождения камер сгорания V-2;
- Розыск специалистов (немцев), ранее работавших в Пенемюнде над изделием A-10;
- Обнаружение в ближайших районах складов материальной части, вывезенной из Пенемюнде;
- Наладка стенда обжиговых испытаний камер сгорания.
До нашего приезда американцами были проведены серии огневых испытаний на стенде. При отходе из зоны они вывезли наиболее ценное и необходимое для работы оборудование.
В целях обеспечения этих работ установили связь с физическим институтом в г.Вайда, который выполнил проливы кислородных форсунок, анализ разного вида горючего, находящихся на складе. Завербовали проф. Умфенбаха (специалиста по измерениям), который изготовил новые мессдозы замера тяги ракетного двигателя.
В этот период работ американцами проводилось изъятие "немецких умов" - инженеров 1-го класса, работавших в области ракетной техники. Происходили и "похищения" из нашей, советской зоны оккупации, но с согласия самих инженеров. Родился замысел осуществить "похищение" немецкого Главного конструктора ракет фон Брауна.
Он часто посещал одну немецкую семью, жившую вблизи границы оккупационной зоны. От нас И.И.Райков и В.И.Харчев установили связь с этой семьей, и совершить акт "похищения" было вполне реальным. Но руководство от проведения такого акта отказалось, во избежании обострения взаимоотношений с американцами.
Поступило предложение организовать стенд проведения наземных комплексных испытаний установки ЖРД V-2 по полной схеме, используя натурную схему запуска ракеты. Для этой цели в Лехестене дооборудовали второй стенд. Доставили из Нордхаузена ракету V-2 в сборе и установили ее на стенд. Соорудили специальный пульт дистанционного управления. Дооборудование стенда провели силами фирмы, базирующейся в Заафельде, за две недели.
В октябре руководителем нашей группы назначен подполковник Л.Шабранский.
У нас было новое задание: разработать проект стенда огневых комплексных наземных испытаний на ракете V-2 в сборе, с укомплектованием необходимой аппаратурой и оборудованием (транспортировочным, заправочным, измерительным). Испытания намечались в Москве, на Ленинских горах.
В начале ноября в металле были изготовлены узлы конструкции стенда, подготовлены в сборе две ракеты V-2. Укомплектованы заправочные и транспортные устройства. Весь комплекс отправили в Москву двумя эшелонами:
- автомобильный - 10 грузовых МАК - ответственный И.И.Райков;
- железнодорожный - ответственный - А.В.Палло.
Не обошлось и без неожиданностей. При транспортировке на участке Франкфурт-Варшава железнодорожный эшелон обстреляли, но никто не пострадал. На участке Варшава-Брест эшелон пустили по неисправному пути, могло произойти крушение, которое предотвратила бдительность немецких машинистов локомотива.
На перегонах бригады обслуживания порой недоливали воду или неполноценно заправляли углем, пришлось организовать сменное дежурство на локомотиве.
В декабре эшелоны прибыли в Москву и были сданы НИИ-4 МО.