вернёмся в библиотеку?
Россия (Москва), №15
22.4.2004

ПРОЙДЕТ ЛИ ТАНК ПО ЛУНЕ?

Спросил один ученый другого

Вопрос задал руководитель ленинградского НИИ, где разрабатывалась ходовая часть для первого в мире "Лунохода", Василий Старовойтов ученому из Горького Всеволоду Троицкому. И услышал в ответ: "Да, танк по Луне пройдет!".

До полетов на Луну крупные зарубежные ученые, например Томас Гоулд, были уверены, что тамошние "моря" покрыты на всю глубину мелкой зыбучей пылью, которая поглотит любой доставленный извне предмет. Всеволод Сергеевич Троицкий был убежден, что лунная поверхность выдержит любую "посылку" с Земли. И космонавты смогут ходить и ездить по лунному грунту.

Понятно, что создателям "Лунохода" нужно было обладать информацией в полном объеме, потому что от качества лунного грунта зависели все конструкторские разработки: если он представляет зыбучую пыль, то аппарат должен быть в десятки раз крупнее того, что был в набросках, а по весу легче. Колеса же должны быть шире - с танковую гусеницу. Вот почему директор НИИ Старовойтов (кстати, отец погибшей от рук убийц депутата Госдумы Галины Старовойтовой) задал, на первый взгляд, неожиданный вопрос о танке на Луне. А получив положительный ответ, познакомил Троицкого с руководителем секретного КБ-1 Сергеем Павловичем Королевым. Оба ученых заключили договор о совместном сотрудничестве по теме "Поверхность Луны".

В один из дней февраля 1966 года у здания московского планетария одна за другой парковались черные "Волги" с пожилыми военными в генеральских погонах и штатскими людьми в больших чинах, сюда же подъезжали на личных машинах молодые летчики - полковники и подполковники, удостоенные столь высоких званий явно не за выслугу лет. Люди, проходившие мимо, удивленно узнавали в них Юрия Гагарина, Германа Титова, Андрияна Николаева, Павла Поповича, Валерия Быковского, Алексея Леонова... Съехались по сути все летавшие и еще пока нелетавшие космонавты из первого отряда. Был тут и главный конструктор, но никто из посторонних не знал его в лицо. Известность к Сергею Павловичу Королеву пришла после его смерти. Когда все приглашенные вошли в Звездный зал, двери за ними плотно закрылись. Еще до того как погас свет и зажегся купол ночного неба с близко нависшей Луной, в полумраке в центре зала с микрофоном в левой руке появился высокий худощавый человек в темном костюме. В правой руке он держал фонарик-указку, тонкий луч от которого оставлял световые точки на небе, скользил по лунным морям, заглядывал в лунные кратеры. Это был профессор Всеволод Сергеевич Троицкий. В ту пору он, пожалуй, был единственным человеком, знавшим о Луне все и даже немного больше...

Мне не довелось быть тогда в московском планетарии, но не раз приходилось встречаться с Троицким в его маленьком узком кабинете в Горьковском научно-исследовательском радиофизическом институте. Беседовал с ним во время съемок для Центрального телевидения. И речь, естественно, шла о Луне. Он рассказывал о таких деталях, что создавалось впечатление, будто он только вернулся оттуда.

Я думаю, что, выступая перед военными, космическими разработчиками и космонавтами, среди которых были уже члены первого советского лунного экипажа, Всеволод Сергеевич был очень точен и конкретен в суждениях. И имел на это полное право, потому что опирался на уникальные собственные исследования и работы своих сотрудников и коллег из других советских НИИ, которых добросовестно курировал, обладая непререкаемым научным авторитетом.

Признаюсь, написать о Всеволоде Сергеевиче Троицком меня побудила недавняя встреча с ближайшим его ассистентом, помощником и соавтором ряда публикаций по лунной тематике Вячеславом Дмитриевичем Кротиковым, который, несмотря на солидный возраст, продолжает работать ведущим научным сотрудником в том же НИРФИ.

- К Луне, как к нашему ближайшему соседу, многие отечественные и зарубежные радиоастрономы всегда проявляли понятный интерес, - вспоминает Вячеслав Дмитриевич, делая в слове "астроном" профессиональное ударение на первом звуке "о".

- У нас в Нижнем Новгороде уже давно сложилась очень хорошая школа астрономов-оптиков. Это Василий Всеволодович Шаронов, Николай Павлович Барбашов. И в то же время образовались, можно сказать, сильнейшие в мире радиоастрономы, изучающие радиоизлучения небесных тел. Они зондировали Луну, чтобы узнать, что представляет собой ее грунт, с помощью очень чувствительной аппаратуры, которая была создана тоже у нас в НИРФИ. Ее чувствительность измеряется от одной миллиардной до одной миллионной доли ватт. Это были поистине эпохальные разработки в теории, а потом на практике Габриэля Горелика, Израиля Бернштейна и ныне здравствующих Альберта Кислякова и Льва Федосеева.

Пришлось нам осваивать горы Памира и Тянь-Шаня, Крыма, потому что на миллиметровых волнах Луну можно мерить только тогда, когда атмосфера менее плотная и более прозрачная. Работали и во время затмений Луны и Солнца. Мы содружествовали с исследователями Луны из других отечественных научных центров. Например, с Натальей Соболевой, которая работала по Луне в Пулкове, с Аркадием Кузьминым и Александром Соломоновичем из московского Физического института Академии наук СССР, знаменитого ФИАНа. Вот так все вместе и шли к конечному выводу, который был уже определен Троицким. Была создана модель лунной коры: поверхность слоистая из хрустящего слоя толщиной в три-четыре сантиметра, за ним идет слой, раза в полтора плотнее верхнего, а ниже пяти-шести метров лежат скальные породы. По сути дела Луна сама ответила на наши вопросы, которые мы ей задавали с помощью радиозондирования с Земли.

Всеволод Сергеевич начал осуществлять задуманную им "Лунную программу" еще в 1955 году, а всеобщий интерес к тому, какова поверхность Луны, возник после того, как советская космическая станция "Луна-3" в октябре 1959 года сфотографировала обратную сторону нашего спутника и особенно после того, как "Луна -9" 3 февраля 1966 года впервые в мире выполнила мягкую посадку на поверхность Луны. Она передала на Землю снимки окружающей местности. Самой посадкой она подтвердила правильность теории Троицкого, которая вскоре была зарегистрирована как открытие мирового значения, на что член-корреспондент Академии наук СССР из Горького получил соответствующий патент. Это случилось уже после встречи в московском планетарии.

Кажется, от самого Всеволода Сергеевича я слышал, как один видный ученый не верил, что "Луна-3" сможет сфотографировать и показать нам, как выглядит соседка Земли с невидимой для нас стороны. С расчетами в руках он доказывал это Сергею Павловичу Королеву как раз во время сорокаминутного сеанса связи с космической станцией, когда та передавала в ЦУП виды Луны с обратной стороны. Первую же полученную фотографию Сергей Павлович подарил этому скептику с надписью: "Первая фотография обратной стороны Луны, которая по-вашему не должна быть получена! С уважением, С. П. Королев".

По большому счету Всеволод Сергеевич Троицкий открыл путь на Луну и для американских астронавтов. Все его исследования в то "закрытое" время публиковались в открытой печати. В этом был даже какой-то парадокс. Просто очень важно было "застолбить" за отечественной наукой "лунные приоритеты", ведь все чувствовали, что даты практических доказательств совсем близко. К Троицкому обращался за консультациями Леонард Яффе, руководитель американской программы лунных автоматических станций. И когда "Сервейер-3" в апреле 1967 года своей механической рукой с лопаткой-ковшиком вместо ладони вскопал лунный грунт и захватил пробы с глубины 20 сантиметров, то края лунки, как и предсказывал Троицкий, не осыпались.

..."Один маленький шаг человека - огромный шаг человечества", - это были первые слова, с которыми 21 июля 1969 вступил на лунную "землю" американский астронавт Нил Армстронг. За ним спустился из капсулы Эдвин Олдрин. Они стали первыми людьми на Луне. К сожалению, отечественные пилотируемые полеты на Луну не были осуществлены. Советские "верхи" не хотели быть вторыми. Политика подмяла под себя науку. Хотя экипажи были сформированы.

Я спросил Вячеслава Дмитриевича Кротикова, а были ли вообще американские астронавты на Луне? Слишком много сомнений возникает сейчас, когда смотришь снятые ими пленки. Тем более что вдова известного американского кинорежиссера Стенли Кубрика сделала сенсационное заявление: мол, все лунные сцены с американскими астронавтами были сняты ее мужем в павильонах Голливуда по заданию правительства США. И это даже вроде бы вынудило НАСА признать, что привезенные с Луны съемки были очень некачественными и их продублировали в Голливуде.

- Я не разбираюсь в съемочных делах, - ответил мне Вячеслав Дмитриевич, - но в том, что американцы были на Луне, не сомневаюсь. К тому же именно от них мы получили первые образцы лунного грунта. И это была своего рода благодарность нашим радиоастрономам во главе с Всеволодом Сергеевичем Троицким за теоретическую помощь в предполетное время. Они там убедились, как он был прав...

Мы осваивали Луну с помощью автоматов. Наши "Луноходы" что называется исколесили ее, словно танки, отпечатывая навечно на ее поверхности следы своих колес. "Луноход-2" проехал более 37 километров и передал на Землю свыше 80 тысяч снимков лунной поверхности. 21 февраля 1972 года на Луну прилетела из СССР автоматическая станция "Луна-20". Она набрала образцы лунного грунта и через два дня стартовала домой. Доставленный материал полностью соответствовал образцам, которые привезли с Луны на Землю американцы. Всеволод Сергеевич взял в руки пористые, готовые рассыпаться в гранулы пластинки: "Ну вот мы и встретились, хотя я о вас все давно знал..."

Нижний Новгород

Александр ЦИРУЛЬНИКОВ