Китай стал третьей страной в мире, осуществившей пилотируемый полет в космос. Первым космонавтом (тайкунавтом) Китая стал 38-летний подполковник Ян Ливэй, совершивший 15 октября 2003 г. почти суточный полет (14 витков) на корабле "Шэнь Чжоу-5" (Shenzhou-5, SZ-5, "Волшебная лодка"), выведенным на орбиту носителем "Чан Чжэн-2F" (Chongzheng-2F, "Великий поход") из Центра спутниковых запусков Цзюцюань в северо-западной провинции Ганьсу.
Ян Ливэй — летчик-истребитель военной авиации НОАК. После окончания летного института ВВС налетал на штурмовиках и истребителях 1350 ч. Летом 1992 г. ему удалось выполнить аварийную посадку, после того как оба двигателя его самолета отказали.
В январе 1998 г. Ян Ливэй был отобран в первый отряд китайских космонавтов. "Тренировки и курс подготовки космонавтов были гораздо серьезнее и тяжелее, чем в университете и институте ВВС", — рассказывал он. Кандидатам в космонавты был предоставлен всего один двухнедельный отпуск за 4 года, а домой они приезжали только на выходные. Заработная плата космонавта составляла 10000 юаней ($1200) в месяц. После пятилетней подготовки он стал одним из лучших среди других космонавтов. За отличные результаты в отряде космонавтов ему было присвоено звание полковника НОАК, однако объявлено об этом лишь 19 октября.
В настоящее время в эскадрилье летчиков-космонавтов НОАК проходят службу два инструктора и 12 космонавтов. Инструкторы У Цзе и Ли Цин-лун проходили подготовку в РГНИ-ИЦПК им. Ю.А. Гагарина в 1996 г. Первый из них прошел подготовку в качестве командира корабля "Союз" и орбитальной станции "Мир", второй -бортинженера.
Пилотируемый космический корабль "Шэнь Чжоу-5" по конструктивной схеме очень похож на российский "Союз". Разработчики корабля подчеркивают, что 13 ключевых технологий, использованных при создании корабля "Шэнь Чжоу", находятся на передовом международном уровне. Среди них — управление подъемной силой СА в атмосфере, средства аварийного спасения, система мягкой посадки, система разделения отсеков корабля, теплозащита и др.
Ракета-носитель CZ-2F, с помощью которой осуществлен запуск корабля "Шэнь Чжоу-5", обладает высокой надежностью (0,97) и безопасностью (0,997) для космонавтов. Ее разработка началась в 1992 г. При ее проектировании и изготовлении использованы 55 новых технологий, из них 10 ключевых — на передовом международном уровне.
Стоимость национальной программы пилотируемой космонавтики за 11 лет ее осуществления оценивается примерно в 18 млрд юаней (около $2,2 млрд). Примерно 60% этой суммы было израсходовано на техническое обеспечение полета (на разработку РН, корабля и т.д.), а 40% — на разработку наземной инфраструктуры.
В настоящее время Китай эксплуатирует три космодрома, которые официально именуются "центрами запусков спутников" — Цзюцюань, Тайюань и Сичан.
Цзюцюань — старейший и самый крупный китайский космодром, по своему назначению и истории создания похожий сразу и на Капустин Яр, и на Байконур. Его название происходит от города Цзюцюань, который на некоторых картах обозначается как Сучжоу. В действительности этот космодром находится недалеко от построенного города Дунфэн, неофициальное название которого — "Аэрокосмический город". Город и большая часть полигона принадлежат сейчас автономному району Внутренняя Монголия.
Остальные два космодрома Китая имеют четко выраженную специализацию. Тайюань используется для испытаний межконтинентальных баллистических ракет, для запусков метеоспутников на солнечно-синхронные и приполярные орбиты и т.д. Космодром Сичан построен в 1984 г. и используется исключительно для запуска спутников на геостационарную орбиту.
Полет первого китайского космонавта — это первый этап государственного стратегического плана развития пилотируемой космонавтики в КНР. Задачи второго этапа — освоение стыковки КК с другими КА, создание в космосе научно-исследовательских лабораторий и т.д. Цель третьего этапа — создание экономичных и более надежных средств космического транспорта, долговременных орбитальных станций, решение проблемы масштабных научных экспериментов в космосе.
Иван Баранецкий