вернёмся в библиотеку?

«Тайны XX века» 2008 г. №3, с.18-19

Люди-снаряды





Цирковой номер «Человек-снаряд» с выстреливанием артиста из пушки был впервые показан в Париже около 120 лет назад. Потом этот номер забыли, и когда осенью 1927 года в Советский Союз с подобным же аттракционом прибыл итальянец Уго Цаккини, его гастроли подавались как мировая сенсация. «Впервые в Европе! Невиданный аттракцион!» — извещали афиши.

«Смертельный номер»

Цаккини выступал в Москве и Ленинграде. Орудие его имело ствол длиной около пяти метров и диаметром сантиметров шестьдесят. Внутри ствола находился поршень. Цаккини — молодой человек, одетый в белый комбинезон — влезал в ствол пушки через жерло, ногами к поршню. В момент выстрела сжатый воздух толкал поршень, и тот, стремительно двигаясь вперед, выбрасывал артиста из ствола. Смельчак пролетал по дуге и падал в сетку, натянутую над ареной. Грохот выстрела и дым были бутафорскими.

Артист взлетал вверх метров на пятнадцать. Но говорили, что он собирается увеличить высоту полета до 50 метров и даже больше — до 150 метров, хотя это и грозило очень большими перегрузками.

Цаккини еще демонстрировал свой номер на аренах советских цирков, когда в нашу страну приехал другой иностранный гастролер норвежский цирковой артист Лейнерт с партнерами. У нас любители цирка его знали, поскольку раньше он демонстрировал в Москве «смертельный номер» (действительно крайне рискованный), съезжая на велосипеде по треку и затем совершая прыжок вместе со своей двухколесной машиной через весь манеж! Теперь Лейнерт выступал с еще более головоломным номером. Он съезжал на санях из-под самого купола цирка по крутому скату-трамплину, над ареной сани совершали сальто-мортале и «приземлялись» на амортизационную сетку!

Лейнерт объехал ряд городов, выступал, кроме Москвы, в Ленинграде, Казани, Ростове, Харькове, Туле, Одессе и везде под гром аплодисментов. «Этот номер, — справедливо подчеркивал журнал «Цирк и эстрада», — требует не только хладнокровия, но и блестящего мастерства».

Последователь Лейнерта

И правда, риск был огромным. В Ленинграде Лейнерт спустился неудачно, упал и едва не разбился насмерть. Минуло пять лет.

В начале 1933 года бесстрашный норвежец снова появился в Москве, но в этот раз уже с аттракционом «Человек-снаряд». Прежде чем приехать на гастроли в СССР, он выступал в Германии, взлетая после выстрела на высоту до 25 метров!

Пушка Лейнерта, как и орудие Цаккини, была пневматической, то есть выстрел производился при помощи сжатого воздуха. Внешне она напоминала дальнобойное орудие большого калибра. И этот аттракцион Лейнерта в Советском Союзе проходил «на ура». Более того, он имел интересное продолжение.

Мало кто знал, что в Харьковском цирке за выступлениями норвежца и за действием его пушки внимательно наблюдает студент автомобильного института 20-летний Семен Речицкий. Он приходил в цирк почти ежедневно. Дело в том, что Речицкий тоже решил создать подобный аттракцион, однако не просто его повторить, но и превзойти.

Пушка Семена Речицкого

Конструкция пушки Речицкого была полностью оригинальной. Почти семиметровый ствол ее размещался на шасси грузового автомобиля. Но главное отличие от зарубежных пушек состояло в том, что для выбрасывания «живого снаряда» вместо силы пружины или сжатого воздуха использовалась энергия тяжелого маховика весом 200 килограммов! Для его раскручивания перед выстрелом включали бензиновый двигатель. Весящая около восьми тонн пушка для цирковых арен оказалась слишком громоздкой и поэтому больше подходила для демонстрации в городских парках отдыха или на стадионах.

Летом пушку Речицкого впервые увидела публика. Было это на харьковском стадионе «Динамо». Первым ее испытателем стал сам конструктор — Семен Речицкий. Выброшенный из орудия, он пролетел по огромной дуге метров четырнадцать и упал невредимым в сеть, туго натянутую над землей. Вторым так же успешно совершил подобный полет акробат Любимов. Можно было отправляться на гастроли по стране.

В Москве аттракцион демонстрировали в парке имени М. Горького, а также в парке Сокольники. В роли «живого снаряда» обычно выступала молодая гимнастка Вера Буслаева. Ствол пушки сначала занимал горизонтальное положение. Исполнительница становилась на него. Ствол начинал медленно подниматься, а смелая гимнастка так же медленно шла по нему к жерлу и опускалась в ствол.

Аттракцион из фильма

И вот запускался мотор. Маховик раскручивался. Речицкий, сидевший за пультом управления, поворачивал рычаг, могучая энергия маховика приводила в действие механизм пушки, и тот выбрасывал артистку из ствола.

Как раз тогда, в 1937 году, на экраны вышел фильм Григория Александрова «Цирк», в котором его главная героиня, цирковая артистка Мэрион Диксон, выстреливается из пушки. Речицкий и его друзья использовали этот факт для усиления рекламы своего номера. На афишах они стали называть его «Большим советским аттракционом из фильма "Цирк"».



Пушка Лейнерта у московского цирка-шапито



Кадр из кинофильма «Цирк»



Пушка Уго Цаккини

После Москвы пушку повезли в другие города. В июле 1936 года чудо-номер демонстрировался в Таганроге (как раз в то время, когда в городском кинотеатре шел фильм «Цирк»). Из Таганрога отправились в Туркмению, в Красноводск. Пушка была погружена на железнодорожную платформу и зачехлена. А в дороге произошло несчастье. От искр из трубы паровоза брезентовый чехол загорелся. Пожар перекинулся на пушку. Когда поезд остановился, на платформе увидели обгоревшую пушку, почти полностью вышедшую из строя. Но неутомимый Речицкий в уныние не впал. Напротив, он начал энергично возрождать свое орудие и через короткое время снова выступал с необычным аттракционом.

Опасный эксперимент

Племянник Семена Речицкого, кандидат технических наук В. Речицкий, вспоминал: «В один из дней подвернула ногу и не смогла выступать Вера Буслаева. Подменить ее вызвался цирковой акробат. Он решил блеснуть мастерством и усложнить полет, введя в него сальто. Семен категорически запретил неоправданный эксперимент. Однако на одном из представлений за акробатом недоглядели. Сальто укоротило траекторию полета метра на три. До края сетки акробат не дотянул...». Началось следствие. Собралась комиссия. Возглавлял ее знаменитый укротитель хищников Борис Эдер. Речицкий доказывал, что причиной катастрофы послужила недисциплинированность артиста, а конструкция пушки тут ни при чем. Все было тщетно. Вину за происшедшее возложили на конструктора пушки. И тогда Речицкий пошел на рискованный шаг. Уже вышедший из спортивной формы, пополневший, изобретатель сам выстрелился из своей пушки и... точно пришел в сетку. Обвинение с конструктора в конце концов сняли, но это не спасло его детища. Пушка была уничтожена.

Речицкий погиб на фронте во время Великой Отечественной войны. Идея аттракциона с пушкой между тем продолжала интересовать людей изобретательных и отчаянных. В конце 80-х годов прошлого века в роли живого снаряда выступил американец Дэвид Смит, бывший школьный учитель. По его словам, он покинул школу, поскольку не мог выдержать гвалта и выходок своих учеников. «Я понял, — признавался он, — что преподавать в школе — работа для людей с нервами покрепче, чем у меня».

Пушку Смит сконструировал сам. Устройство ее всегда держал в секрете. Это была замечательная пушка. Она выстреливала своего создателя со скоростью до 80 километров в час! Пролетев над стадионом метров четыреста, Дэвид Смит пикировал вниз головой в нейлоновую сеть и, к счастью, всегда благополучно.

Геннадий ЧЕРНЕНКО