«Техника и жизнь» 1925 год №7

КАК БОРЬТЬСЯ С АВИО-
КАТАСТРОФАМИ?

Когда говорят об авиационных успехах, всегда имеют в виду рекорды высоты, продолжительности полета, скорости полета и совершенно упускают из виду те громадные жертвы, которые приносятся для дальнейшего развития авиации.

Но помимо рекордных полетов авиация ведет к развитию пассажирских и почтовых сообщений, но последние только тогда могут развиваться, когда будет достигнута требуемая безопасность передвижения.

Если даже и разрешена задача устойчивости летательного аппарата, надежности его конструкции, то все-таки нельзя избежать и пожара в воздухе, и серьезной поломки, неизбежно влекущих за собой аварию и гибель всей команды и пассажиров. Недавняя кавказская катастрофа с т. т. Мясниковым, Атарбековым и Могилевским служит печальным примером таких аварий.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАКЕТЫ.

Более половины несчастных случаев в авиации вызывается явлением, известным под названием «потеря скорости». Это явление заключается в следующем: каждый аэроплан рассчитан для полета под определеным углом. Этот угол приблизительно равен 9°. Если по той или иной причине этот угол изменяется до нескольких градусов, то аэроплан начинает терять свое уравновешенное состояние. Если в этот момент летчик находится на большой высоте, то он всегда может выравнять свой аппарат, но если потеря скорости, а это, почти всегда имеет место, происходит недалеко от земли за несколько секунд до приземления, то летчик уже не в состоянии восстановить правильное положение аппарата. Ему приходится приземляться на любом участке независимо от характера и структуры данной местности.

Для устранения этого опасного явления потери скорости один французский капитан Альберт Лепинт предложил весьма остроумную идею, которая позволит летчику, в случае потери скорости, выравнять аппарат при спуске на землю, миновать препятствие, а в случае падения затормазить скорость последнего.

Капитан Лепинт использует свойства ракеты, могущей вызвать замедляющее или ускоряющее усилие. Таким образом, пользуясь ракетой, можно либо затормазить скорость падения аэроплана, либо напротив, в случае потери скорости — подвергнуть его внезапному толчку, так как это есть единственное средство выпрямить аппарат. Ракеты в количестве двух или нескольких устанавливаются в одних случаях с обеих сторон корпуса аэроплана, в других случаях внутри корпуса аэроплана, а иногда и в другом месте. Ракеты изготовлены из металла и окружены двумя рубашками, из коих одна сделана из огнеупорного фарфора. Наполнены они веществом, позволяющим образовать достаточное количество газов под крайне высоким давлением (1.000- 2.000 килограмов на кв. метр). Воспламенение взрывчатого вещества производится электрическим путем по усмотрению пилота.

Образующийся газ устремляется через отверстие в передней или задней части ракет, в зависимости от того, требуется ли создать ускоряющий или замедляющий толчок.

При вертикальном падении капитан Лепинт предлагает производить целый ряд последовательных взрывов. Для ослабления силы удара, вызываемого взрывом, будут применяться особые приспособления.


ПАДАЮЩИЙ АЭРОПЛАН У САМОЙ ЗЕМЛИ ИЗБЕГАЕТ ОПАСНОСТИ БЛАГОДАРЯ РАКЕТАМ ЛЕПИНТА. Наверху — схематический разрез ракет. 1 — Рубашка, 2 — рубашки из огнеупорного фарфора, 3 — пробка, 4 -полый металлический цилиндр, 5 — камеры для пороха, 6 — электрическое устройство для воспаления пороха. Внизу — схема устранения опасностей спуска. 1 — Спасательная ракета, 2 — направление толчка от взрыва, 3 -направление полета, 4 — равнодействующая сила взрыва и полета, 5 — угрожающее препятствие.