"Техника-молодежи" 1936 г №2-3, с.113-116
А. В. ДМИТРИЕВ
Примером простейшего управления на расстоянии может служить хорошо известная организация централизованного управления всеми агрегатами на современных электростанциях или централизованное управление сложными, комплексными механизмами в металлургическом производстве (блюминги, новейшие домны, мартены, или автоматическая телефонная станция и т. п. Однако это только начало. Ближайшее будущее обещает нам колоссальное развитие телемеханики.
Телемеханика помогает человеку овладевать пространством, облегчает его труд и позволяет управлять быстрыми и сложными производственными процессами, в том числе и такими, для которых скорость реакции человека оказывается уже недостаточной. Телемеханика уже сейчас оказывает человеку весьма ценную помощь в разрешении, например, такой острой проблемы, как завоевание стратосферы. Маленькие воздушные шары-пилоты, оборудованные специальными приборами, без единого человека, все чаще и чаще посылаются в стратосферу. Там эти шары посредством установленных па них приборов наблюдают за температурой, давлением, интенсивностью космических лучен и передают по радио все эти данные на землю.
Вероятно, совершенно так же, как сегодня радио-телемеханические шары-пилоты являются разведчиками стратосферы, так в недалеком будущем специальные телемеханические ракетные снаряды будут служить, разведчиками внеатмосферных пространств при организации межпланетных полетов.
С первых же шагов развития телемеханики возникла мысль об использовании ее для управления на расстоянии боевыми техническими средствами. В самом деле, если телемеханика позволяет исключить непосредственное участие человека в ряде операций производственных процессов, то почему нельзя, применяя те же самые принципы, автоматизировать и телемеханизировать различные боевые технические средства, например корабль, самолет, танк? Конечно, можно.
Сейчас в различных странах уже имеется большое количество технических идей, много интересных предложений, сотни патентов и даже готовые большей частью опытные конструкции, разрешающие задачу боевого использования телемеханики.
Немецкая печать еще в 1934 г. сообщала об опытном применении телемеханических танков на маневрах английской армии. А на Чикагской выставке (1932 — 1934 гг.) демонстрировался прообраз такого танка. Это был трактор, управлявшийся по радио механическим фермером.
Широко известны опыты итальянского изобретателя Маркони, в которых он из Европы включал по радио освещение театра в Сиднее — в Австралии.
Опыты эти, конечно, не имели никакого непосредственно практического значения. По все же они позволяли разрабатывать основные принципы применения телемеханики для боевых целей. Как Маркони включал за тысячи километров освещение, точно так же можно произвести на далеком расстоянии, например, взрыв. В техническом отношении это та же самая операция.
Отряды самолетов будут налетать на вражеские корабли. Они будут сбрасывать разрушительные торпеды, которые сами, пользуясь лучами вражеских прожекторов, направятся точно на цель. |
Ночью «охотник за самолетами» направляется по лучу прожектора. Его „глаза" смотрят на прожектор, который с земли освещает воздушного врага и все время держит его в своем пучке. |
Над вопросами управления на расстоянии самолетами техническая мысль работает уже давно. Известный американский изобретатель Эдисон еще в начале нашего столетия пробовал управлять па расстоянии небольшой летающей моделью, а патенты на телемеханическое управление самолетами появились еще до появления самих самолетов. Практические опыты но управлению самолетами начали производиться в разных странах лет 26 назад. Однако в то время еще не была разрешена задача автоматической стабилизации самолетов. Поэтому первоначальные работы производились только в условиях совершенно тихой, спокойной погоды, и сами полеты были очень кратковременными.
Но после мировой империалистической войны вопросы автоматической стабилизации самолета получили вполне удовлетворительное разрешение в виде так называемых автопилотов (например, американской фирмы Сперри или немецкой фирмы Сименс и Гальске). Если под влиянием каких-нибудь внешних сил самолет изменяет нужное положение, то эти приборы автоматически действуют на рули и возвращают самолет на правильный курс и режим полета. Это уже позволило практически подойти к вопросу об управлении на расстоянии самолетами, на которых не было ни одного человека. В конце прошлого десятилетия появляются уже сведения о более серьезных и успешных опытах по управлению самолетами с помощью радио.
Работы эти ведутся в большом секрете. По но мере того как каждая работа начинает приобретать относительно широкий размах, она в некоторых своих частях становится достоянием гласности. Так например, в июне 1934 г. в Англии на авиационном празднике в Хендоне публично производилась демонстрация автоматического самолета, управляемого по радио, и английская газета «Манчестер Гардиен» писала, что конструкция телемеханического самолета есть результат десятилетней работы (которая, конечно, тщательно скрывалась). Печать отмечала также, что из таких самолетов уже создан специальный отряд. Из сообщения «Манчестер Гардиен» видно, что продумана и тактика применения этих самолетов. Вот что писала тогда эта газета:
«... В недалеком будущем будут возможны и воздушные полеты, когда огромные флоты летающих «Роботов» совершенно без людей будут совершать атаку, управляемые одним или двумя самолетами, следующими за ними на расстоянии нескольких миль и находящимися на гораздо большей высоте».
Газета указывает, что эти самолеты будут начинены большим количеством взрывчатых веществ и превратятся в грозные летающие торпеды.
А еще за два с половиной года до этого, в ноябре 1932 г., английский генерал Фуллер писал о парящем в воздухе центре телемеханического управления, от которого «выплывут против врага не рыцари в броне, как в доброе старое время, а самолеты «Роботы» — самолеты, не обслуживаемые человеком, настоящие летающие торпеды. Когда они потребуются, они могут быть вызваны с аэродромов на удалении многих километров от развертывающихся событий и вне досягаемости противника. Они снимутся с земли и по радио будут направлены к центру управления».
«Атака таких чудовищ, — писал Фуллер, — будет исключительно страшна. Подумать только, чудовища эти слепы, глухи, немы; их не разжалобишь и не устрашишь; они из стали и проволоки «самовоплощение разрушения».
Подобное использование телемеханических самолетов, как летающих торпед, признают и сторонники малых, профессиональных, до предела механизированных армий, и сторонники больших массовых армий.
Еще раньше чем в авиации начались опыты по применению телемеханики для управления на расстоянии морскими судами. Такие опыты велись с начала нашего столетия, а во время мировой империалистической войны немцы практически применили телемеханический катер для производства взрыва. В марте 1917 г. они направили такой катер, нагруженный взрывчатым веществом, во французскую гавань Нью-порт и там произвели взрыв этого катера и разрушили плотину. Управлял этим катером по радио сопровождавший его гидросамолет.
После империалистической войны появились уже не только телемеханические катера, по и крупные телемеханические корабли. На них нет ни единого человека, и управляются они по радио. К числу таких телемеханических кораблей относится «Церинген» в Германии, «Центурион» в Англии, «Айова» в США, «Сен-Марко» в Италии и др.
В последние годы в Японии появились малые подводные лодки, длиной в 12-15 метров. Лодки эти предназначены специально для управления ими на расстоянии.
Осуществление в широком масштабе всех имеющихся уже сейчас изобретений по телемеханике сильно изменит характер будущей войны.
Ближайшее будущее телемеханики тесно связано с применением фотоэлемента. Он дает автомату недостающее ему зрение, а радио-телевидение увеличивает это зрение на любые расстояния. Изобретательская мысль, выполняющая определенный военный заказ, подхватывает это новое достижение и развертывает на его основе изумительные технические проекты и конструкции. Появляются разработки воздушных торпед, уже не только управляемых по радио, но и имеющих свои электрические «глаза».
Один проект подобной «видящей торпеды» предложен английским изобретателем Брауном. Эта торпеда предназначается для борьбы с самолетами противника и названа изобретателем «охотник за самолетами».
Этот «охотник за самолетами» должен представлять собой сверхскоростной летательный аппарат, «глазами» которого является телескоп с четырьмя фотоэлементами. Фотоэлементы расположены в поле зрения телескопа — по одному в каждом из квадрантов. Если изображение самолета находится в центре поля зрения телескопа, то оно с одинаковой силой воздействует на каждый из четырех фотоэлементов, и «охотник» движется вдоль оптической оси телескопа по направлению к самолету. Но как только он начнет уклоняться от этого направления, то изображение самолета сместится с центра в один из квадрантов и будет воздействовать более сильно только на один из фото-элементов. Вследствие это-то величина электрического тока в цепи этого фотоэлемента уменьшится, а в цепях других фотоэлементов увеличится. Это изменение электрического тока используется не только для того, чтобы показать, в какую сторону отклонился «охотник», но и для того, чтобы путем воздействия на соответствующие рули выправить направление полета «охотника». Таким образом «охотник» все время следит за атакуемым самолетом, догоняет его и уничтожает.
Ночью такой «охотник» направляется по лучу прожектора. В этом случае его «глаза» смотрят не на атакуемый самолет, а на прожектор, который с земли освещает воздушного врага и все время держит его в своем пучке. Задача автоматических устройств на «охотнике» заключается в том, чтобы держаться все время в световом пучке прожектора.
„Охотник за самолетами" должен представлять собой сверхскоростной летательный аппарат, „глазами" которого является телескоп с фотоэлементами. Как только „охотник" начнет уклоняться от прямого направления на цель, так сила тока в одном фотоэлементе уменьшится, а в других увеличится. И это изменение тока соответствующим образом меняет положение рулей охотника", и он вновь летит на цель. |
На первый взгляд такой проект может показаться фантастическим, но это только на первый взгляд. Более внимательное его рассмотрение убеждает нас в том, что это весьма трудная задача, но все же такая задача, для решения которой уже сегодня имеются, пожалуй, все необходимые данные.
На той же Чикагской выставке, о которой мы уже упоминали, от звезды Арктур включался свет специального маяка. Делалось это так. Телескоп направлялся на одну из точек орбиты этой звезды. В поле зрения телескопа находился фотоэлемент. Как только звезда приходила в выбранную точку, свет от нее падал на фотоэлемент и вызывал электрический ток, который включал специальные реле осветительной сети и маяк освещался.
Но ведь фотоэлемент может работать не только от света, но и от тени (изменение освещенности). Если он работает от света звезды, то почему он не может работать от тени самолета? Безусловно, это очень трудная техническая задача, но задача, принципиально разрешимая.
Существует еще другой вариант «видящей торпеды». На торпеде помещается оптическое устройство и телевизионный аппарат, который передает по радио на другой самолет (или на землю) все, что видно впереди летящей торпеды.
Благодаря этому с другого самолета (или с земли) видно, как летит торпеда по отношению к цели. Это позволит довольно точно наводить торпеду на цель, управляя ее движениями по радио. Такой торпедой можно успешно атаковать земные цели из-за пределов досягаемости вражеской противовоздушной обороны.
При помощи телевидения высшее командование будет непосредственно наблюдать за решающими участками театра военные действий. В этом ему будут помогать специальные самолеты, которые будут передавать но радио все, что они видят. И все их наблюдения будут воспроизводиться на специальном экране перед глазами командующего. |
Фотоэлементы уже сейчас довольно широко применяются в качестве электрического глаза в различных отраслях промышленности для регулирования производственных процессов, для включения и выключения различных автоматов, для тщательного технического контроля изготовляемой продукции и пр.
Многое из этого может быть перенесено без особых затруднений в сферу боевого применения, и нет сомнений, что это уже делается. Вот, например, сейчас фотоэлемент применяется для того, чтобы автоматически включать освещение витрины, когда перед ней останавливается человек. Фотоэлемент выполняет тут роль глаза. Это он увидел, что перед витриной остановился человек и услужливо включил для него свет, причем этот «электрический глаз» для подошедшего человека остается незаметным. Но разве нельзя, чтобы такой скрытый «электрический глаз» наблюдал за подступами к укрепленному участку и при подходе к нему противника включал свет прожектора или выпускал осветительную ракету, или открывал пулеметный и артиллерийский огонь, или производил взрыв и т. п.?
Конечно, в недалеком будущем нечто подобное может быть осуществлено.
Все эти достижения телемеханики, несомненно, повлияют на способы и средства вооруженной борьбы. При помощи телевидения высшее командование будет непосредственно наблюдать за решающими участками театра военных действий. В этом ему будут помогать специальные самолеты, которые будут передавать все, что они видят, и все их наблюдения будут воспроизводиться на специальном экране перед глазами командующего. На специальной электрифицированной карте будут автоматически наноситься сведения со всех участков, давая общую наглядную картину оперативной обстановки на всем фронте. А на поле боя специальные автоматы будут охранять нам более важные участки и при появлении противника будут открывать огонь пулеметных и пушечных батарей или поднимать минные поля, без промаха уничтожая врага, дерзнувшего проникнуть на чужую границу. Одновременно с этим радио будет передавать короткие и быстрые распоряжения, — начнут двигаться специальные телемеханические танки, нагруженные взрывчатым веществом. Они будут прорывать оборону противника и своими взрывами уничтожать центры сопротивления. По воздуху будут носится воздушные торпеды, вооруженные «электрическими глазами», с большей точностью направляющие их по воздушным и земным целям.
Так кратко рисуется картина войны ближайшего будущего.