"Техника-молодежи" 1938 №2 с.59-60
Тема проф. Ю. ХОДАКОВА
Слабовато, слабовато! Да вы, товарищ Самохвалов, не знаете самых элементарных вещей!
Уже минут пятнадцать, как проф. Чудаков пытался добиться правильных ответов от студента, сдававшего ему зачет по химии.
— Ну, что ж, зачет придется отложить на осень! — Старик профессор посмотрел внимательно на Самохвалова поверх своих очков. — Печально, очень печально, молодой человек, ай, ай, а ведь вы могли бы учиться гораздо лучше... Способности у вас есть, но заниматься надо, заниматься надо. Знание само не придет... Ну, что ж, идите... Следующий!
Провалившийся нерешительно потоптался у доски. Затем он забрал свои учебники и тетради и неловко вышел из зала.
Самохвалов чувствовал себя обиженным. Остальные зачеты были уже кое-как сданы, зачет по химии был последним, и Самохвалов собирался в этот же день ехать к родным в другой город. Он уложил наскоро чемодан и к концу дня был уже в вагоне поезда.
Ехать нужно было часов шесть. Он раскрыл припасенную заранее книгу «О межпланетных путешествиях» и попробовал углубиться в чтение, но досадный провал не давал ему покоя. «Срезаться, и на чем, на химии! И что вздумалось профессору спрашивать какие-то реакции и законы, которые проходят еще на первом курсе? Вот если бы его спросили о последних взглядах на строение атома, он, конечно, ответил бы».
Самохвалов пробовал утешить себя. «Почти все великие люди учились плохо, и их гений не был признан окружающими. И он, Самохвалов, конечно, тоже гений, обиженный и непризнанный, да, он гений!.. Пройдет несколько лет, и это всем станет ясно... Впрочем, чем же он докажет свое превосходство? Может быть, именно он, Самохвалов, первый полетит на другие планеты?.. А впрочем, вот любопытная мысль: что такое химия, которую преподают в школе? Не что иное, как только «химия водной среды». Ведь представления об основных формах химической материи мы черпаем из изучения водных растворов. Если бы нашей жидкой стихией была не вода, а какой-либо другой растворитель, все содержание химии было бы иным; мы имели бы дело с другими формами веществ, мы построили бы другие классификации и самый облик химических элементов представился бы нам в ином свете». Это Самохвалов слышал как-то на лекции профессора и усвоил. «На других планетах, — продолжал он свои размышления, — может воды и не быть, ее заменяет там какая-либо другая жидкость, а следовательно, химические познания, принесенные с Земли, могут оказаться там неприменимыми!»
Самохвалов облегченно вздохнул от этой мысли.
Как быстро и плавно мчится поезд, все скорее и скорее уносясь вдаль!.. Нет, это уже не поезд мчится, это само время, годы, один за другим, бегут весело вперед, принося Самохвалову успех, славу. Как много их уже пролетело!
Самохвалов вдруг вспоминает о несданном зачете, но тут же успокаивается. «Да ведь это было очень давно, теперь все это позади, и он. Самохвалов, — признанный гений. Его мечты сбылись: на межпланетном корабле он первый из людей летит в небесах, устремляясь к завоеванию других звездных миров».
Самохвалов полураскрывает глаза. Да, Он действительно в межпланетной ракете. И с ним тот самый профессор Чудаков, который экзаменовал его много лет назад.
Резкий толчок заставляет его открыть совсем глаза. Слышится звон разбитого стекла. Быстрое движение прекращается.
Старый профессор с сожалением вздыхает, укоризненно качая головой:
— Неудачная посадка. Все приборы разбиты. Опять вы, товарищ Самохвалов, не подготовились?..
Самохвалову это неприятно слышать, но он в самом деле не знает, как управлять ракетой.
Профессор открывает ставни. В круглые иллюминаторы видна безжизненная поверхность неизвестной планеты, горы и кратеры, безоблачное черное бездонное небо, усеянное мириадами звезд.
— Планета лишена атмосферы! — восклицает Самохвалов. Но профессор молча указывает на случайно уцелевший барометр наружного давления, вделанный в стену, — давление 760 мм ртутного столба.
— Товарищ Самохвалов, скорее облачайтесь, — говорит профессор, одевая скафандр, — и наружу! Будем производить наблюдения!
Самохвалов не знает, как и что они должны делать, тем более без приборов. Минуту ему кажется, что он как бы еще сидит в купе поезда и тяжелый чемодан давит ему колени, но тут же быстро соображает, что это не чемодан, а увеличившаяся по сравнению с землею сила тяжести.
В особых скафандрах, снабженных радиотелефоном, захватив с собой ящик с реактивами, они выходят на поверхность планеты.
Всюду граниты и гнейсы. На расстоянии в полкилометра виднеется гладкая ледяная поверхность замерзшего озера.
Самохвалов чиркает спичку. Головка воспламеняется и тут же гаснет. Дерево спички не горит.
— Что вы делаете, Самохвалов! Разве можно так неосторожно поступать! А если бы атмосфера оказалась смесью водорода с кислородом, то есть гремучим газом? Вы не понимаете разве, что наделала бы ваша спичка?!
В стекла шлема скафандра видно, как профессор разгневанно качает головой. Самохвалов пытается замять свою вину:
— Товарищ профессор, раз спичка не горит, следовательно, атмосфера состоит из газа, который не поддерживает горения, то есть из азота.
— Никогда, товарищ Самохвалов, не следует делать поспешных выводов. Одного опыта в данном случае недостаточно...
— Профессор! — вдруг испуганно вскрикнул Самохвалов. — В моем баллоне с кислородом давление быстро падает. Взгляните на манометр. Где-то утечка!
— Да, вы правы. Быстрее несите электрический паяльник. Сейчас мы дело поправим... Ага, вот и место утечки, включите ток!
Но не успел Самохвалов соединить аккумулятор с трансформатором и поднести паяльник к поврежденному месту, как вырвавшаяся струя кислорода мгновенно воспламенилась слегка желтоватым пламенем, распространяя белый тяжелый дым, который тут же садился на одежду и все окружающее в виде инея.
В полном недоумении Самохвалов широко открыл глаза:
— Что же это за атмосфера, в которой даже кислород и тот горит? — и про себя решил, что это какой-то «сверхкислород».
Пока путешественники возились с исправлениями, верхушки дальних гор засияли ослепительным светом, и затем сразу на небе показался огненный шар солнца. В то же время небо попрежнему было почти черным и усеянным звездами.
Одновременно с появлением солнца от поверхности планеты вверх пополз странного вида туман. Почти бесцветный, он обладал сильно светопреломляющим свойством, и Самохвалову стало казаться, что они находятся на дне огромного водоема, в котором струится вода.
Вместе с профессором он вскарабкался на ближайшую вершину и увидал, что туман поднялся до некоторого уровня и оставался лежать слоем на поверхности планеты, как разлитая жидкость.
Когда они спустились вниз к межпланетному кораблю, профессор предложил заняться определением высоты атмосферы.
Самохвалов пустил зонд системы Молчанова. Баллон, наполненный водородом, стал медленно подниматься, но, достигнув верхней границы тумана, неподвижно повис в вышине.
— Превосходно, превосходно, товарищ Самохвалов! Этих опытов, конечно, вполне достаточно, чтобы вы сделали свое заключение об атмосфере планеты?
Однако Самохвалов чувствовал себя настолько растерянным, что ничего не мог сказать.
— Печально, печально! Ну что ж, подумайте! А пока, раз вы ничего не можете сказать об атмосфере, перейдем к исследованию гидросферы!
Когда туман рассеялся, они захватили ящик с реактивами и отправились к замеченному ранее озеру.
Под влиянием лучей солнца замерзшее озеро превратилось в жидкий водоем. На дне его еще находился лед. Самохвалов достал несколько льдинок со дна и, рассмотрев их, бросил обратно. Но тут он с удивлением увидел, что лед не плавает, а тонет.
Профессор порылся в ящике и вынул разбитый термометр. Самохвалов заметил, что ртуть замерзла, собравшись в блестящий металлический шарик.
— Ужасающе низкая температура, — радировал он профессору.
Но тот успокоил Самохвалова, напомнив ему, что еще Ломоносову удалось заморозить ртуть в районе Петербурга во время одной из суровых зим. Следовательно, может быть, здесь не так уж холодно.
— Посмотрим, не удастся ли определить точку кипения жидкости!
«Разбитым термометром?» — подумал Самохвалов, но ничего не возразил.
Профессор зачерпнул медным котелком немного жидкости из озера, бросил в нее замерзший шарик ртути, который упал на дно, и стал кислородным пламенем подогревать котелок.
Непосредственно перед тем, как жидкость стала закипать, ртуть пришла в жидкое состояние.
— Ну, вот и хорошо, теперь мы кое-что знаем о здешней «гидросфере».
Самохвалов силился вспомнить температуру замерзания ртути, но это ему не удалось. Профессор выплеснул содержимое котелка, внутренняя поверхность которого покрылась каким-то синим налетом.
— Обратите внимание, товарищ Самохвалов, что жидкостей, не замерзающих при столь низких температурах, очень мало. Их можно перечесть...
— Конечно, это спирт! — поторопился ответить Самохвалов, вспомнив, что в холодных странах употребляются спиртовые термометры.
— Знаете ли вы удельный вес спирта? Смотрите: спички, которыми я зажигал струю кислорода и бросил в жидкость, потонули. А, во-вторых, какие вы знаете аналитические реакции на спирт?
С большим усилием Самохвалов вспомнил, что натрий выделяет из спирта водород.
— Прекрасно, проделаем эту реакцию. Но, вопреки ожиданиям, натрий, так же как сахар, растворился в жидкости, окрасив ее в яркосиний цвет, без всяких следов выделения газа.
Самохвалов, видя, что профессор ожидает от него дальнейших опытов, и желая скрыть свое незнание, взял первый попавшийся под руку пузырек. Мельком заметив на этикетке, что это серная кислота, он вылил ее в жидкость. Последствия оказались неожиданными.
Сильный взрыв сотряс окружающее, белый дым застлал на мгновение стекла шлема скафандра. Брызги жидкости попали на костюмы путешественников, оставляя на них белые налеты и дыры.
— Вот до чего довела ваша безграмотность, товарищ Самохвалов! — воскликнул проф. Чудаков и, стараясь заткнуть прожженные места, устремился бегом к ракете.
Самохвалов попробовал бежать за ним, когда почувствовал, что газ со странно знакомым запахом просачивается внутрь скафандра. Он споткнулся и покатился в пропасть. Страх сжимает сердце, удар, и... чей-то голос будит его:
— Гражданин, гражданин, посторонитесь, пожалуйста, дайте ребеночка запеленать!
Знакомый запах преследует его. Самохвалов раскрывает глаза и с удивлением видит себя сидящим в вагоне. Поезд подходит к какой-то станции, и соседка, разложив одеяло на скамье, завертывает ребенка.
Пережитое во сне ярко стояло перед ним: «А что если это произошло бы в действительности? Я мечтаю лететь на другие планеты, а сам не смог бы на них произвести простейших научных наблюдений!»
Перебирая в своей памяти опыты профессора, он сознает, что не в силах вывести из них никаких заключений.
Самохвалову становится стыдно. Он твердо решает повторить всю химию с азов и в будущем заниматься как следует.
Ну, а вы, молодые читатели, не сможете ли сказать, из чего состоит атмосфера и «гидросфера» неизвестной планеты?