"Техника-молодежи" 1947 г, №5, с.9-11
Генерал-майор авиации П. М. СТЕФАНОВСКИЙ | Рис. К. АРЦЕУЛОВА |
Скорости современных самолетов с турбореактивными двигателями приближаются к скорости звука. Максимальные дальности рекордных самолетов с поршневыми двигателями позволяют совершить полет вокруг света с одной посадкой.
Какие перспективы впереди? Есть ли предел для авиационного прогресса?
Вот серия острых вопросов, которые волнуют каждого человека, интересующегося будущим авиации.
Чтобы легче было разобраться в этом сложном вопросе, оглянемся назад и посмотрим, какие трудности стояли на пути развития авиации раньше.
На заре создания аппаратов тяжелее воздуха основным препятствием, было отсутствие легкого, надежного и достаточно мощного двигателя.
Появление автомобиля с двигателем внутреннего сгорания создало базу для осуществления человеком своего первого исторического полета, который сорок три года тому назад продолжался всего лишь три с половиной секунды.
Дальнейшему быстрому развитию авиации мешало в первую голову медленное развитие и совершенствование авиационного мотора. Первая мировая война дала толчек в этом отношении, позволив увеличить мощность авиационных моторов в 4-6 раз.
Максимальные скорости серийных самолетов с 50 км/час. дошли до 150-200 км/час.
Дальнейшее развитие тормозило несоблюдение элементарных, на наш сегодняшний взгляд, принципов аэродинамики. Но стоило только спрятать мотор и экипаж в полотняный или фанерный фюзеляж, как сразу максимальные скорости начали возрастать.
После удовлетворения аэродинамических требований наступила опять очередь мотористов. Потребовалось еще увеличить мощность моторов приблизительно вдвое, однако скорость увеличилась менее значительно, дойдя до 250-270 км/час.
Авиация зашла в очередной тупик.
Некоторое время все попытки конструкторов перескочить эту заветную цифру не могли увенчаться успехом. Требовалось найти новое решение вопроса, которое могло бы двинуть авиационную технику вперед. И оно было найдено в новом коренном улучшении внешних аэродинамических форм самолетов.
Вместо обычных бипланов, переплетенных многочисленными лентами и расчалками, с малой нагрузкой на квадратный метр крыла, появился гладкий, удобообтекаемый моноплан с убирающимся шасси и повышенными удельными нагрузками на крыло. Скорость сразу прыгнула на 100 км вперед.
Почти одновременно появились и более мощные звездообразные моторы воздушного охлаждения. Это мероприятие также прибавило 50—70 км скорости. Сторонники водяного охлаждения, в свою очередь, выпустили еще более мощные моторы, дав также небольшой прирост скорости. Так мощность моторов достигла порядка 1000 лошадиных сил и скорость соответственно 500 км/час.
Здесь конструкторам пришлось опять сделать некоторую паузу, за время которой мотористы подтянули, казалось, последние резервы. Мощность моторов выросла до I 500—2 000 лошадиных сил,
Резко повысилась высотность двигателей за счет усовершенствования нагнетателей и широкого применения турбокомпрессоров.
Скорость лучших самолетов на высоте выросла до 600-700 км/час. На этом этапе, казалось, трудно будет добиться лучших результатов, так как исчерпались почти все возможности,
Дальнейшее увеличение скоростей при помощи значительного повышения мощностей моторов упиралось в падение коэфициента полезного действия винта и недопустимое утяжеление моторов. Положение с перспективами казалось для пессимистов безнадежным.
Но вот появился реактивный двигатель. Началась новая эра в авиации.
Простая замена винтового двигателя на реактивный прибавляла скорость на 150—200 км/час.
Дальнейшее улучшение аэродинамики, связанное со спецификой реактивных моторов, также дало солидный прирост скорости.
На самолете «Метеор» с турбореактивным двигателем установлен мировой рекорд скорости — 991 км/час, у земли на отрезке в 3 километра.
| |||||
|
Нос фюзеляжа остроконечный. Фюзеляж должен вместить в себя экипаж, горючее и двигатель, так как толщина крыльев будет ничтожна. В хвостовой части фюзеляжа расположится выхлопное сопло двигателя.
Крыло характерно своим тонким профилем с острыми кромками — передней и задней. Максимальной толщины профиль будет достигать у задней трети хорды, образующей крыло. При огромных скоростях полета надобность в крыле как таковом уменьшается. Самолет при скорости порядка 10 тысяч км/час, сможет уравновешиваться на две трети подъемной силой фюзеляжа и только на одну треть подъемной силой крыльев.
При старте вследствие большого запаса горючего средняя нагрузка на квадратный метр несущей поверхности, будет в 10 раз превышать посадочную и составит около 800 кг.
Таким образом, если не учитывать подъемную силу, создаваемую фюзеляжей, нагрузка на квадратный метр крыльев была бы равной почти 1 400 кг.
Совершенно очевидно, что самолет с такими колоссальными нагрузками не сможет произвести взлет с нормального аэродрома.
Для него потребуется создание специального стартового приспособления — ускорителя, независимого от работы двигателя ракеты.
Это даст экономию горючего на самолете, которое потратилось бы для взлета.
Для старта ракетного самолета потребуется рельсовая стартовая дорожка, строго прямолинейная, горизонтальная, укрепленная на железобетонной основе. Дорожка должна быть снабжена стартовыми салазками, жестко закрепленными как от вертикального, так и от боковых отклонений и снабженная автоматическим торможением стартового приспособления при отделении самолета.
Салазки должны быть снабжены ракетной установкой, развивающей большую тягу в течение 10-15 секунд.
Длина стартовой дорожки должна быть около 3 км. На этом пути самолет должен набрать скорость до 500 м/сек., через 10-11 сек. отделиться от салазок и за счет инерции набрать высоту около 4 км.
В это время летчик ракеты должен включить свой двигатель и продолжать набирать скорость, удерживая самолет в пологом наборе высоты.
Поднимаясь под углом в 30 градусов к горизонту, летчик к концу подъема на высотах 50-150 км сможет развить скорость от 20 тысяч до 28 тысяч км в зависимости от эффективности двигателя и запаса топлива, после чего двигатель выключается. Дальнейший полет будет происходить благодаря запасенной кинетической и потенциальной энергии путем планирования.
Траектория полета будет напоминать траекторию сверхдальнобойного снаряда, нисходящая ветвь которой растянута по длине в результате планирования. При этом скорость полета по траектории, имеющей длину много тысяч километров, снижается от очень большой начальной скорости до нормальной посадочной скорости.
При полете со сверхзвуковыми скоростями на большие расстояния приходится учитывать скорость вращения Земли, которая окажет влияние на дальность полета от старта в восточном или западном направлениях. При полете в восточном направлении дальность увеличивается и, наоборот, становится меньше, когда полет производится в западном направлении.
Подсчитано, что при скорости полета в 7 тысяч м/сек. при старте с экватора на запад дальность полета вокруг света будет 32 340 км. При тех же условиях при полете на восток она увеличивается до 50 440 км.
Таким образом, в настоящий момент имеются веские теоретические обоснования для беспосадочного полета вокруг света даже по экватору. Возникает вопрос, сможет ли человек выдержать подобный полет и какие могут быть при этом перегрузки человеческого организма?
Максимальная величина ускорения, которую может выдержать человек, зависит от продолжительности ускорения и положения тела. В сидячем положении предел наступает из-за расстройства кровообращения. В результате разницы в гидростатическом давлении в кровеносной системе мозга и в сердце возникает недостаток крови. Для лежачего положения эта опасность отодвигается, и предел наступает, вероятно, вследствие затруднения дыхания из-за сильного увеличения веса грудной клетки. Лежачее положение, как наиболее благоприятное, и должно быть принято в ракетном самолете.
Проведенные исследования показали, что человек сможет перенести в лежачем состоянии 17-кратное ускорение в течение 180 секунд.
Подсчеты показывают, что при старте ракетного самолета ударное ускорение не должно превысить пяти крат.
В процессе подъема ускорение будет возрастать в связи с уменьшением массы самолета, очень быстро расходующего горючее, но не превысит к концу моторного полета максимально допустимой перегрузки около 10 крат.
Недалеко то время, когда человечество осуществит смелый замысел и сможет перемещаться на ракетных самолетах на высотах 50-200 км со скоростями 15-30 тысяч км/час, на огромные расстояния.
Дальнейшим этапом будет преодоление земного притяжения и полет в мировом пространстве, что так давно предсказывал наш русский ученый Циолковский, трудами которого пользуются сейчас ученые всего мира.