"Техника-молодежи" 1947 г, №7, с.14
С МАКСИМОВ |
Первый русский подводный корабль построил русский генерал-адъютант Александр Андреевич Шильдер, с именем которого связано и рождение системы минной обороны, управляемой электричеством, и первое применение в армии фугасных ракет, в чем он является соратником знаменитого генерала Константинова. Замысел построить подводную лодку родился у Шильдера как раз в связи с его опытами подводной обороны с помощью мин.
Несмотря на замечательный успех этих опытов, генерал не был удовлетворен. Мина — пассивное оружие, и Александр Андреевич задался целью превратить неподвижную подводную мину в двигающийся смертоносный снаряд.
Лодку построили в мае 1834 года на Александровском заводе в Петербурге. Мы знаем из документов, что обошлась она в 13 448 рублей и что водоизмещение ее было равно 1 000 пудам.
Лодка имела 2 башенки с люками, герметичность которых обеспечивали прокладки из вулканизированной резины. Для погружения она имела в днище два углубления, где находились гири весом по 40 пудов. Когда гири опускались на грунт моря, лодка, лишенная их веса, всплывала. Опускание и подъем гирь производились экипажем с помощью воротов. Для уравновешивания своего судна на определенной глубине Шильдер устроил резервуары для воды, а для устойчивости в трюме уложил свинцовые болванки. Подводный корабль передвигался с помощью мускульной силы матросов, приводивших в движение четыре «гребка». Каждый гребок состоял из двух дощечек, складывавшихся при обратном ходе подобно лапкам утки.
Для обозрения поверхности вод изобретатель приспособил медную трубу с отражательными стеклами —- прототип современных перископов, а для подачи воздуха — другую трубу. При приближении к неприятелю обе трубы мгновенно убирались. Экипаж, состоящий из 12 человек, в этом случае мог дышать воздухом, находящимся в лодке в течение часа. Для освежения воздуха достаточно было выдвинуть трубу на поверхность лишь на 30 секунд, так как лодка была снабжена механическим вентилятором.
Вооружение лодки состояло из головной 40-фунтовой мины и ракетных установок. Подобравшись к вражескому судну, лодка вонзала в его днище маленький гарпун, свободно сидящий на длинном бугшприте, к которому была прикреплена мина. От мины в лодку шел электрический провод, разматывавшийся, пока лодка уходила на безопасное расстояние. Затем цепь замыкалась, и происходил взрыв. Ракеты выпускались из труб, расположенных в верхней части лодки по бортам. Запал их осуществлялся так же из лодки с помощью гальванической батареи. Для дальних походов лодка имела своеобразную «матку» —- плот, также вооруженный ракетными установками.
Испытания лодки, проводившиеся в течение ряда лет, дали вполне положительные результаты, если не считать очень небольшой скорости, развиваемой лодкой, — 180 сажен в час. Этот недостаток видел и сам Шильдер и намеревался, как он писал, заменить гребки «архимедовым винтом». Но происшедший с лодкой несчастный случай в 1838 году, правда не вызвавший жертв, охладил к ней интерес Николая I и его окружения. Следствием же был отказ в дальнейшей поддержке «чудаку-генералу», как заглазно звали Шильдера в свите императора. Работы над лодкой были прекращены.