"Техника-молодежи" 1948 г, №10, с.28-29


На пороге транспорта будущего
(отрывок из статьи В.Захарченко «Творцы транспорта»)

Пожалуй, ни одна область не привлекала к себе такого внимания писателей-фантастов, как область межпланетных путешествий. На протяжении вот уже многих десятилетий полет на Луну, полет на Марс является темой, постоянно волнующей молодого читателя.

Современные реактивные самолеты достигли скоростей, близких к скорости звука. Созданы реактивные двигатели, которые могут работать в заатмосферных высотах, обеспечивая ракетам огромные скорости. Грядущее освоение атомной энергий сулит в этой области необычайные перспективы. Уже создана специальная наука о межпланетной навигации — космонавтика. Придут дни, и наши потомки овладеют космическими пространствами. Межпланетные корабли углубятся в далекие миры. Тайны многих планет будут открыты. И овладевая все новыми и новыми высотами знаний, потомки наши вечно будут чтить имя великого русского ученого Константина Эдуардовича Циолковского. Это он первый дал научно обоснованную гипотезу межпланетных путешествий. Это он создал науку о ракете, как о транспорте, помогающем человеку не только побеждать расстояния, но и силу притяжения Земли.

Великий мечтатель, он был в то же время и великим ученым. «Сначала неизбежно идут мысль и фантазия, — писал он, — за ними шествует научный расчет».

В 1903 году, когда ни на Западе, ни в Америке не существовало даже зачатков науки о космонавтике, Циолковский в журнале «Научное обозрение» опубликовал работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В этой работе великий ученый не только научно доказал возможность полета в межпланетном пространстве, но и разработал проект первого ракетоплана.

Ракетоплан представлял собой снаряд сигарообразной формы. В головной насти находилась кабина для людей. Весь остальной объем ракеты заполнялся горючим: жидким водородом и жидким кислородом, хранящимися раздельно. Сжигая эту смесь, ракетоплан получал силу для полета.

Циолковский установил, что скорость ракеты зависит от скорости истечения из нее горючих газов. Истечение газов, в свою очередь, зависит от теплотворной способности топлива. Тем самым Циолковский правильно указал пути развития транспортной ракеты. Реактивные самолеты и ракеты дальнего действия сегодня применяют лишь жидкое топливо, а не порох, теплотворная способность которого значительно ниже.

Циолковский разработал для ракетоплана конструкцию жидкостного реактивного двигателя — двигатели этого типа применяются в наши дни.

Он указал способы подачи топлива, способы охлаждения двигателя. Разрабатывая ракету как вид транспорта, он создал способы управления ракетой в полете и, наконец, способы спуска ракеты с пассажирами обратно на Землю. Все эти идеи в том или ином виде применяются в наше время.

Идя дальше, смело углубляясь в область грядущего, Циолковский исследовал способы, и условия старта межпланетного корабля, предусмотрел условия жизни человека в межпланетной ракете. Более того, он предложил аппараты для тренировки будущих межпланетных путешественников: гигантскую центробежную машину для искусственного создания ускорений и падающую камеру для создания невесомости.

Он предложил идею космических ракетных поездов, составленных из ряда ракет, работающих поочередно, с тем чтобы, постепенно расходуя горючее и отделяясь от поезда, дать, наконец, последней ракете максимальную скорость, необходимую для полета в межпланетном пространстве.

Он выдвинул, наконец, идею постройки внеземной станции — специальной базы для межпланетных кораблей — искусственного спутника Земли, созданного из металлических частей. Заброшенный в небо с помощью ракет, спутник должен располагаться на расстоянии свыше тысячи километров от Земли, там, где атмосфера чрезвычайно разрежена. Эта искусственная планета должна была служить «пересадочным пунктом» для будущих межпланетных путешественников.

Проекты, выдвинутые Циолковским почти полвека назад, были настолько дальновидны, что сейчас, приближаясь к грани, за которой должен открыться первый путь к звездам, мы видим всю глубину и реальность идей великого ученого. Мировое развитие современной космонавтики идет по пути, намеченному русским гением.

На десятилетия опередил он работы западноевропейских и американских ученых. Лишь через девять лет после Циолковского во Франции был сделан ученым Эсно-Пельтри на собрании астрономического общества доклад о возможности межпланетных полетов. За рубежом, это была первая работа по космонавтике. В 1919 году в «Известиях Смитсонианского института» было опубликовано исследование американца Годдара — «Способ достижения крайних высот». Через двадцать лет после гениальных трудов русского ученого в Германии вышла книга Оберта. Немецкий исследователь почти ничего нового не вносил в основу трудов Циолковского. Более того, он ни словом не упомянул о великом русском предшественнике, труды которого использовал.

Прочитав книгу Оберта, русский ученый написал:

«У Оберта много сходства с моим «Вне Земли»: скафандры, сложная ракета, привязка на цепочку людей и предметов, черное небо, немерцающие звезды, зеркало в мировом пространстве, световая сигнализация, база вне Земли, путешествие с нее дальше, огибание Луны; даже масса ракеты, поднимающей людей, — 300 тонн, как у меня, изучение Луны и Земли и много другого».

Великий русским ученый видел технические трудности, встававшие на его пути, но он верил в их преодоление. «Нужно сознаться, — писал он, — что безмерны трудности получения космических скоростей и полета за атмосферу. Но что этого можно достигнуть, в этом нельзя сомневаться: все данные науки за это. Вопрос только во времени».

В те дни, когда наука еще далеко стояла от решения проблемы атомной энергаи, Циолковский понял значение этой энергию для будущего межпланетного транспорта. «Энергии взрывчатых веществ, — говорил он, — оказывается, далеко не достаточно, чтобы хотя им самим приобрести скорость, освобождающую их от земного тяготения... Разложение атомов есть источник огромной энергии. Эта энергия в 400 тысяч раз больше самой мощной химической энергии».

Циолковский видел тот путь, по которому пойдет человечество, овладевая мировыми пространствами. «Сначала будут полеты в стратосфере, — писал он. — Затем удаление от нее на лунную орбиту. В конце концов человечество будет путешествовать в солнечной системе. Рано или поздно победа будет одержана». Но Циолковский видел к ту силу человечества, которая способна двигать вперед прогресс.

Циолковский в своем письме товарищу Сталину писал в 1935 году, в год своей смерти: «Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед. До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принес признание трудам самоучки; лишь Советская власть и партия Ленина-Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным... Все свои, труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и Советской власти — подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат эти труды».

Великая вера, согревавшая беспокойное сердце ученого, сумевшего сделать сказочную мечту о пути к звездам реальной, — эта вера ведет за собою лучших людей человечества.

Мы горды тем, что России дала миру Циолковского — великого ученого и патриота.
Перед глазами космонавта откроется чудесная картина островов, построенных в межпланетных пространствах по замыслу Циолковского.