"Техника-молодежи" 1958 №11, с.3-4, вкл



ЕСТЬ СВОИ ТРУДНОСТИ ПРИ ПРИЗЕМЛЕНИИ КОСМИЧЕСКИХ
КОРАБЛЕЙ И ЕСТЬ СВОИ ТРУДНОСТИ ПРИ ИХ «ПРИЛУНЕНИИ»

Г. И. ПОКРОВСКИЙ, профессор, доктор технических наук
Рис. Р. АВОТИНА, С. ВЕЦРУМБА

О

дной из очередных задач космонавтики является полет космического корабля на Луну. Но как этому кораблю опуститься на ее поверхность?

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, выясним, в чем заключается различие между приземлением и, так сказать, «прилунением»?

Напомним коротко о том, как в научно-технической литературе решается проблема приземления, если речь идет о корабле внеземного действия.

Основным путем здесь является конструктивный синтез космической ракеты и самолета.

Снабжая космическую ракету самолетными крыльями и рулями, можно обеспечить возможность торможения этой ракеты в атмосфере Земли, изменять в случае необходимости направление полета и приземляться, подобно самолетам, на заданном аэродроме. При таком приземлении можно использовать автопилот, потому что управление самолетом на большой скорости требует очень высокой точности, а человек не всегда в состоянии обеспечить такую точность.

Не будем останавливаться здесь на интересных деталях проблем приземления.

Общее направление решения задачи приземления достаточно ясно и очевидно. Оно основано на том, чтобы использовать для торможения «мягкую» воздушную оболочку земного шара.

Совершенно иначе обстоит дело с посадкой на Луну с «прилунением». Известно, что у Луны нет атмосферы. Поэтому при приближении к Луне космическому кораблю не за что «зацепиться», чтобы обеспечить постепенное и плавное торможение, как это возможно в земной атмосфере.

При таких условиях обычно предлагается применять для торможения реактивный двигатель, выбрасывающий струю газов не назад, а вперед. Простые расчеты показывают, что энергия, необходимая для подобного торможения, очень велика. Поэтому такое торможение очень трудно осуществить в действительности. Во всяком случае, запас топлива, необходимого для торможения, должен быть очень большим, а это в очень большой степени снижает технические возможности будущих полетов на Луну, а также на другие планеты, не имеющие плотной атмосферы.


На рисунках вы видите, как космический корабль создает искусственную атмосферу в месте своего будущего «прилунения» и использует ее для торможения. 1. Корабль, подойдя к Луне на достаточно близкое расстояние, выбрасывает вперед взрывчатый снаряд большой силы, который, взорвавшись, поднимает над поверхностью Луны гигантское облако пыли и раскаленных газов. 2. Корабль входит внутрь облака и отбрасывает перед собой часть пыли и газов. Скорость корабля снижается. 3. Корабль скользит дальше, гоня перед собою часть облака.

Рисунок 4 показывает примерную форму того огромного «паруса», которым будет снабжен космический корабль для захвата пыли и газов.

На цветной вкладке изображен момент, когда космический корабль только что прошел вдоль поверхности Луны, гася свою скорость и оставив за собой массы раскаленных газов и освещенной Солнцем огненно-красной пыли, Погасить полностью скорость корабля пока еще не удалось, и он уходит вдаль (проектируясь на диске Солнца), чтобы потом вновь приблизиться к Луне. Путем ряда последовательных отдалений и приближений он, наконец, полностью погасит свою скорость и сможет благополучно совершить посадку.

При таких условиях перед творческой фантазией невольно возникает задача изыскать какие-либо иные возможности «прилунения», принципиально отличающиеся от того, что было предложено до сих пор.
Художник В. КАЩЕНКО в своей изошутке показал посадку на Сатурн, Марс и... как вы догадываетесь, на Луну.

Впрочем, для нахождения нового решения особой фантазии и не требуется. Действительно. если основной трудностью снижения космического корабля на Луну является отсутствие там атмосферы, то нельзя ли создать такую атмосферу искусственно? Хотя бы только в момент «прилунения» и только в районе «прилунения»!

Общая проблема достаточно ясна. Другое дело — детали ее технической реализации. Здесь, несомненно, может быть очень много различных решений.

В небольшой научно-фантастической статье, конечно, нет никаких возможностей подробно рассматривать такие решения. Поэтому здесь можно остановиться лишь на отдельном примере с целью показать, что решение задачи, несмотря на ее новизну, все же можно довести до конца.

В частности. возможно следующее. При приближении к поверхности Луны космический корабль выбрасывает вперед небольшой снаряд. Этот снаряд обгоняет корабль, ударяет с метеоритной скоростью в поверхность Луны. Как известно, лунная поверхность покрыта толстым слоем пыли, лежащей очень рыхло. Поэтому при ударе снаряда по касательной к поверхности, несомненно, будет выброшено вверх огромное количество пыли. Так как при ударе разовьется высокая температура, то часть пыли испарится и даст облако довольно плотных газов.

Космический корабль должен приближаться к поверхности Луны настильно, то есть двигаясь почти по касательной к поверхности Луны.

Таким образом, он будет сравнительно долго нестись вблизи этой поверхности, пронизывая облако газов и пыли.

Чтобы увеличить облако и усилить степень торможения космического корабля, можно из нижней части корпуса корабля выдвинуть искривленную лопасть, которая захватывала бы пыль и газы и, изменяя направление их движения, отбрасывала бы их вперед мощной струей, обгоняющей корабль. Эта струя, двигаясь в пустоте, может лететь вперед без потери энергии. Ее можно наклонить немного вниз, так чтобы она с силой ударяла по поверхности Луны и поднимала непрерывно впереди корабля новые массы газов и пыли. Таким образом, космический корабль будет двигаться все время в плотной атмосфере. автоматически возникающей при его приближении и захватывающей только область трассы полета.

Конечно, может случиться, что космический корабль не сможет быть достаточно заторможен при проходе вблизи поверхности Луны и уйдет от нее вновь на большое расстояние.

Тогда он опишет эллиптическую орбиту и снова приблизится к Луне. Чтобы обеспечить еще раз проход по касательной, окажется необходимым немного «подправить» траекторию полета при помощи реактивного двигателя. При помощи простых расчетов нетрудно доказать, что затрата энергии при этом будет совсем ничтожной по сравнению с тем, что нужно было бы при обычном торможении реактивным двигателем.

После нескольких таких приближений к поверхности Луны скорость корабля будет погашена в такой степени, что он сможет произвести скольжение по слою пыли, подобно самолету, садящемуся «на брюхо», не выпуская шасси. Ввиду рыхлости слоя пыли такая посадка на Луне, видимо, не будет чрезмерно трудной.

Очевидно, что для уточнения возможности решить задачу так, как сказано здесь, необходимо произвести обстрел Луны специальными ракетами, которые скользили бы вдоль поверхности Луны на краю видимого лунного диска, чтобы облака пыли можно было видеть достаточно четко на фоне черного космического пространства. Можно также будет наблюдать эти облака и при ударах о поверхность Луны, при косом освещении Солнцем по отбрасываемой облаками тени. Наконец полезно направлять ракеты и в область лунной поверхности, не освещенной Солнцем, чтобы наблюдать свечение раскаленных газов, образующихся при скольжении ракет вдоль поверхности Луны.

Рассмотренный частный пример показывает, что человек вполне может создать атмосферу там, где ее нет, и придать этой атмосфере те свойства, которые ему нужны. Именно об этом пути невольно приходится думать, когда речь идет о проблеме «прилунения».