«Техника-молодежи» 1960 г, №7 стр. 16-17
Под руководством Людмилы Фокеевой (справа) увлеченно работали юные конструкторы Нина Полец и Валя Саломатова над проектом лунной танкетки.
Ю. СТОЛЯРОВ, инженер, |
ОНА СПРОЕКТИРОВАНА НА СТАНЦИИ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ ЧЕЛЯБИНСКОГО ТРАКТОРНОГО ЗАВОДА!
П |
Машина, напоминающая собой танкетку, как бы осмотрелась вокруг и, выбрав направление, медленно двинулась в путь. Но вот электронный глаз ее увидел перед собой что-то такое, перед чем она остановилась. И человек, сидящий на далекой Земле у пульта управления, подал команду, от которой стальная рука машины пришла в движение. Она вытянулась и взяла заинтересовавший находящегося на Земле человека предмет, поднесла его к электронному глазу. Человек увидал этот предмет на экране своего телевизора, нашел его нужным для будущих исследований, послал соответствующую команду, и рука положила его в бункер машины. Затем машина двинулась дальше.
Работы у этой машины много. Она должна разведать местность, выбрать и подготовить площадку для посадки ракеты с людьми, определить параметры окружающей среды, взять пробы грунта. А после всего этого возвратиться на выбранную площадку для прилунения людей и ждать их, подавая радиопеленг...
О какой же машине идет речь?
Над созданием аппаратов, предназначенных для подобных целей, в различных лабораториях мира работает много людей — большие коллективы ученых, конструкторов, инженеров. Но работают над созданием их и те, кому еще предстоит стать учеными, — студенты вуэов, учащиеся техникумов и даже юные техники.
С ЧЕГО НАЧАЛОСЬ
В 1958 году трое комсомольцев — учащихся машиностроительного техникума при Челябинском тракторном заводе — Людмила Фокеева, Владимир Сюремов и Геннадий Березюк защищали дипломные проекты на тему «Машина для исследования лунной поверхности». Это была трудная тема. Решая ее, нужно было идти непроторенными путями. Но все они защитили свои проекты с отличием. В каждом из проектов были смелые мысли и оригинальные решения.
Все детали машины для исследования лунной поверхности ребята делают своими руками. |
После окончания техникума Людмила Фокеева возглавила конструкторское бюро станции юных техников Челябинского тракторного завода. Здесь она познакомила юных конструкторов со своим проектом и с проектами своих товарищей по техникуму. И увлекла их идеей создания действующей модели машины для исследования поверхности Луны.
На помощь юным техникам пришли заводские конструкторы комсомольцы Л. Крыловский, А. Козлов, В. Лешенко, Ю. Козлов. Пришел на помощь и молодой конструктор коммунист С. Малютин. Руководить всеми работами по созданию машины взялся опытный конструктор В. М. Рябов. Так сложился замечательный коллектив, который с жаром взялся за осуществление идеи Людмилы Фокеевой.
Прошло два года упорных конструкторских поисков. И вот теперь на станции юных техников Челябинского тракторного завода проект самоходной научно-исследовательской лаборатории, получившей название «Луна-1», воплощается в металле.
НЕТ, ЭТО НЕ ИГРУШКА!
Может показаться, что юные техники совместно с молодыми конструкторами Челябинского тракторного завода решили создать оригинальную автоматически действующую игрушку. Но это далеко не так.
Машина «Луне-1» представляет собой сложнейший комплекс автоматически действующих приборов, установленных на самоходном шасси. Ходовое устройство ее представляет собой четырехгусеничный движитель, приводимый в действие от двух самостоятельно действующих электродвигателей. Один из них обслуживает правый борт, а другой — левый. Оба они могут работать независимо друг от друга.
Наличие четырехгусеничиого движителя обусловливается тем, что грунт на Луне, как предполагают ученые, представляет собой нечто вроде тяжелой пыли. Авторами проекта, исходя из этой гипотезы, были проведены экспериментальные работы с макетом гусениц на цементно-пылевом полигоне. Результаты испытания показали, что давление гусениц на поверхность было ничтожным — всего лишь 0,0018 кг/см2. При таком давлении на грунт машина с успехом может двигаться по рыхлой, как предполагают, поверхности Луны.
Для электропитания самоходной научно-исследовательской лаборатории «Луна-1» будут служить силовые батареи серебряно-цинковых аккумуляторов, подзаряжаемых от солнечных батарей. Радиотелеметрическая система машины состоит из радиопередатчика, который получает информацию о показаниях различных датчиков через специальный блок. Управление ходом машины осуществляется посредством подачи команд с Земли через радиоприемник, а в том случае, если радиолиния откажет, машина может двигаться по заранее заданной программе от автоштурмана.
На борту машины будет находиться научная аппаратура, которая позволит определять давление и состав лунной атмосферы, если таковая окажется; интенсивность корпускулярного излучения Солнца, напряженность электростатического и магнитного поля Луны; температуру на лунном поверхностном слое почвы; состав поверхностного слоя Луны.
В корпусе машины находится небольшая буровая установка для взятия пробы грунта в глубине поверхности Луны. Две механические руки, захватив пробу, поднесут ее к аппаратуре, установленной в лобовой части машины. Когда грунт окажется возле центрального объектива, автоматически включатся два прожектора, которые через определенные интервалы будут облучать его различными лучами. Таким образом, данные о механическом составе облучаемого образца почвы, его спектральный и другие анализы при помощи передающего устройства моментально поступят на операторский пульт Земли.
ЛЮБАЯ МЕЧТА СТАНОВИТСЯ БЫЛЬЮ
Нет нужды более подробно рассказывать о том, как устроена машина «Луна-1», как и где она будет работать. Более важным является то, что в процессе создания машины сложился дружный, творчески мыслящий коллектив молодых конструкторов, которые теперь уже не остановятся ив достигнутом.
В настоящее время коллектив станции юных техников, осуществляющий проект машины, насчитывает двадцать энтузиастов-конструкторов, претворяющих в жизнь свою мечту.
Стендовые испытания машины уже позади. Сейчас идут комплексные испытания всей системы, после чего «Луна-1» будет отправлена не Выставку достижений народного хозяйства СССР, где с нею сможет ознакомиться каждый, кто пожелает.
Так мечту трех бывших учащихся техникума, выраженную ими в дипломных проектах, осуществили юные любители техники. И сейчас уже трудно сказать, кто более увлеченно работал над созданием машины «Луна-1» — сами юные техники или помогавшие им старшие товарищи.
Впрочем, важно не это. Важно то, что в нашей стране любая мечта молодежи может превратиться а действительность!
Так билет выглядеть машина «Луна-1», над которой работают юные техники Челябинска. Рядом блок-схема этой машины