«Техника-молодежи» 1961 №10, с.38



Рис. В.КАРАБУТА













...2961 год. Земля изучена и освоена полностью. Заселены Марс и Венера. Покрылись исследовательскими станциями Луна, Меркурий, Плутон, спутники Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна. Завершится ли на этом освоение человечеством солнечной системы? Великий русский ученый, пионер космонавтики К. Э Циолковский отвечал: нет! Он считал, что для обитания людей не обязательна планета с большой массой и мощной атмосферой. Достаточно искусственных сооружений, где можно возвести здания, разбить лесопарки, построить бассейны. Это могут быть небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца по заданной орбите в поясе астероидов.

Основой этих сооружений явятся колоссальные «оранжереи». Растения дадут людям пищу и очистят воздух. Солнечная энергия, притом не ослабленная атмосферой, приведет в действие машины. Притяжение достигнется вращением определенного комплекса сооружений вокруг своего центра. Человек почувствует его не больше, чем вращение Земли. От космических лучей и мельчайшей космической пыли можно защититься самозапаивающимся покрытием, пылинки покрупнее легко обратит в газ автоматически включаемое излучение, от столкновения с крупными глыбами, представляющими редчайшее явление, можно избавиться своевременным смещением в сторону данного комплекса сооружений, чтобы затем он мог автоматически вернуться в исходное положение.

«Колонии в поясе астероидов, — писал Циолковский. — Тут и обилие материала, и измененная тяжесть, и девственный солнечный сват, и безграничное и доступное пространство, и солнечная энергия, превышающая земную в два миллиарда раз, и свобода перемещения на все шесть сторон — даже до иных солнечных систем».

Масса астероидов в 6 тыс. раз меньше земной. Но и ее с избытком хватило бы на сооружение такого множества «оранжерей», чтобы они кольцом опоясали Солнце, а затем -— если логически продолжить мысль Циолковского — окружили его как бы шаром, который обращался бы вокруг Солнца подобно планете. Солнца, заключенное внутрь такой «планеты», дало бы человечеству свою энергию полностью, а не менее одной двухмиллиардной доли ее, как теперь на Земле.

«...Человечество уже распространилось в огромной небесной сфере и застроило ее вдоль и поперек жилищами и другими нужными ему сооружениями... Как просторно это поле солнечной системы, эта сфера, занять которую может человек! На двойном расстоянии (сравнительно с Замлей) от Солнца ев поверхность в 8,8 миллиарда (почти в 9) раз больше площади наибольшего сечения Земли (ее проекции), или в 2,2 миллиарда раз больше всей ее поверхности. Во столько же раз эта сфера получает больше и солнечной энергии сравнительно с Землей», — мечтал ученый.

Сооружение «оранжерей» займет, разумеется, века и века. Однако можно предположить, что с помощью кибернетических устройств на базе даровой солнечной энергии будет налажено автоматическое воспроизводство искусственных небесных тел. Тогда процесс развернется в геометрической прогрессии и, таким образом, значительно ускорится.

Конечно, планета с Солнцем внутри — это уже не просто планета, а сверхпланета, метапланета. На ней могли бы разместиться не миллиарды, а миллиарды миллиардов, совершенно невообразимое сейчас количество людей. Это был бы огромный качественный скачок в развитии творческой мощи человечества. Любопытно, что Циолковский был убежден в том, что человечество каждой солнечной системы, пригодной для обитания разумных существ, на определенном этапе своего развития обязательно переходит к сооружению «эфирных поселений».

И. ЛАДА