«Техника-молодежи» 1961 №2, с.4-5





П. МАКОВЕЦКИЙ,
кандидат технических наук

М

НОЖЕСТВО непривычных еще для человека опасностей подстерегает его в космическом полете. Изучить их заранее нам поможет планомерный штурм космоса с помощью автоматических лабораторий, подобных той, что только что устремилась в направлении к Венере.

Читатели уже, конечно, знают об одной из главных опасностей — возможности столкновения космического корабля с метеорными телами. Не вдаваясь во все детали, связанные с этой опасностью и известные по другим статьям, мы рассмотрим здесь то новое, что стало недавно известно.

Автору данной статьи в 1957 году удалось показать, что когда Земля пересекает поток метеорных частиц, то в определенном направлении густота этих частиц и, соответственно, метеорная опасность возрастают в сотни раз.

Как получается это сгущение?

В солнечной системе имеется множество метеорных потоков. Каждый поток представляет собой обширную группу частиц, обращающихся вокруг Солнца по одной и той же или по очень близким орбитам. Увидеть метеорную частицу непосредственно в безграничных просторах космоса пока нельзя. Мы узнаем о ее существовании только в момент ее гибели: когда она врезается в атмосферу Земли и, раскалившись от трения о воздух, представляется нашему взору «падающей звездой» или когда она, ударяясь о пластины пьезоэлектрических датчиков спутника, производит сотрясения, подсчитываемые и передаваемые на Землю аппаратурой спутника. Именно поэтому из всех метеорных потоков солнечной системы мы знаем пока только те, орбиты которых пересекаются с орбитой Земли.

В те ночи, когда Земля проходит сквозь метеорный поток, мы видим на небе много «падающих звезд». Если пути «падающих звезд» продолжить в ту сторону, откуда они летят, то почти все они пересекутся в одной точке. Эта точка называется радиантом. Тот факт, что метеоры потока кажутся вылетающими из одной точки, является результатом перспективы и доказывает, что пути метеорных частиц приблизительно параллельны.

Опасная для космонавтов зона представляет собой веретенообразный участок пространства, вытянутый вдоль оси симметрии потока и направленный от Земли в ту сторону, куда уходит поток. Это направление можно назвать антирадиантом, поскольку оно противоположно радианту.

Насколько сильно возрастает плотность частиц в опасной зоне? Автором подсчитано, что если ракета диаметром 4 м попадает на расстоянии от Земли в 385 тыс. км (среднее расстояние Земля — Луна) на ось сгущения, создаваемого Землей в потоке, все частицы которого летели первоначально по строго параллельным путям со скоростью 30 км/сек относительно Земли, то число частиц, бомбардирующих ракету, возрастет против числа частиц в свободном пространстве в 10 млн. раз. На расстоянии 1 км от оси сгущения это число будет порядка 20 тыс., на расстоянии же 1 000 км частицы гуще, чем в свободном пространстве только в 30 раз. Подсчет на основе этих цифр показывает, что попасть на ось сгущения опаснее, чем под прицельный огонь пулемета, но с удалением от нее опасность быстро убывает. Будущие космонавты должны знать заранее, когда и где возникают сгущения метеорных частиц, и планировать свой полет так, чтобы обойти эти опасные зоны, своеобразные космические «рифы». Если полет поперек зоны с некоторым риском еще допустим ввиду его кратковременности, то полет вдоль сгущения очень опасен. Но мы знаем все главные потоки, пересекающие орбиту Земли, знаем дни, когда Земля проходит сквозь них, и направления, в которых потоки движутся. Поэтому предсказать опасные для космонавтов зоны в окрестностях Земли не представляет большого труда.

На цветной вкладке показан случай, когда система Земля — Луна попала одновременно в два метеорных потока. Опасные зоны здесь заштрихованы. Ясно, что, зная их, спланировать полет не так уж трудно.

Но лучше переждать на Земле, пропустить дни наиболее интенсивных метеорных потоков.

Успешный запуск советской космической лаборатории в сторону Венеры, дальнейшее планомерное исследование околосолнечного пространства поможет нам составить в будущем прогноз опасных зон не только для Земли, но и для других планет.

Недалек день, когда первые космонавты углубятся в просторы вселенной. Но они поведут свои космические корабли не вслепую, а по строго рассчитанным путям, согласованным с картами наиболее выгодных и безопасных маршрутов.