«Техника-молодежи» 1962 №9, с.25-26
родился 11(23) августа 1887 года в. городе Риге (Латвия) в семье доктора медицины, русским подданным. Мама моя умерла, когда мне было два года. Уже с детства я любил стоять у окна и смотреть на звезды в темные зимние вечера. Мой отец был большим любителем естествознания, ряд лет активно работал в музее, в котором он нам показывал чучела птиц и зверей всевозможных пород, а также остовы и части ископаемых допотопных животных и метеорные камни, упавшие с неба. В 1894 году, когда мне было семь лет, он ездил в Баку и Закаспийскую область и привез оттуда всевозможных крабов, ящериц, варанов, черепах, змей и т. п. Мы, дети, конечно, сильно восприняли все это. Одновременно нам рассказывали о том, что представляют собой звезды, Луна и планеты, и прибавляли при этом, что там можно найти новых животных, более причудливой формы. Дети слышат лишь половину сказанного, так и я, помню, сильно огорчился и даже заплакал, когда мне сказали, что туда еще нельзя полететь. Рассказы про полеты Г. Лилиенталя в Германии и пущенные отцом высоко воздушные змеи возбудили во мне рано вопрос: нельзя ли будет мне самому добиваться перелета на другие планеты? Эта мысль меня больше не оставляла. Еще мальчиком я стал разыскивать созвездия по картам, запоминать их очертания. Я учился сначала два года в приготовительном училище Латермана в городе Риге, затем семь лет в Рижском городском реальном училище, которое окончил первым учеником в июне 1905 года. Закончив городское реальное училище, я поступил в Рижский политехнический институт на механическое отделение, но из-за закрытия его осенью 1905 года уехал за границу, в город Данциг, где состоял слушателем в Высшем техническом училище на машиностроительном отделении. В 1907 году вернулся в город Ригу и с 1907 по 1914 год был студентом Рижского политехнического института на том же механическом отделении. По мере сил я работал над мною придуманным графическим предопределением погоды, а также над конструкцией жироскопа для технических и авиационных целей. Эти исследования, однако, остались незаконченными. В течение девяти лет пребывания в высших учебных заведениях я читал книги из области авиации, метеорологии, астрономии, математики и другие, для того чтобы более или менее систематически подготовиться к работе в области межпланетных сообщений. Лишь энергичная подготовка к экзаменам в высшем учебном заведении задержала меня в этом. | ПЕРВЫЙ ИНЖЕНЕР КОСМО- НАВТИКИ РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ ФРИДРИХ АРТУРОВИЧ ЦАНДЕР (Из автобиографических | В 1914 году я окончил механическое отделение Рижского политехнического института и поступил на работу на большой завод резиновой промышленности «Проводник» в городе Риге, думая изучить качества резины, долженствующей играть большую роль при изготовлении воздухонепроницаемых одежд и т. п. необходимых для межпланетных путешествий предметов. Когда завод ликвидировался и все латвийцы уехали на родину, я остался в Москве оттого, что Москва с Ходынским полем — центр авиации. В феврале 1919 года я перешел с великими надеждами на государственный авиазавод № 4 «Мотор» в Москве, строивший авиационные двигатели, в качестве заведующего техническим бюро и начал все свободное время заниматься разработкой конструкции аэроплана для вылета из земной атмосферы и получения в ней космических скоростей, а также разработкой двигателя к нему. В конце 1920 года я доложил про свой двигатель на губернской конференции изобретателей в Москве, на которой была учреждена Ассоциация изобретателей — АИЗ и много говорил про свой проект межпланетного корабля-аэроплана, показал также впервые чертежи к двигателю и к самому межпланетному аэроплану. Там мне Владимир Ильич Ленин обещал поддержку. После этого я работал более интенсивно дальше, желая представить наиболее совершенно разработанные конструкции. С середины 1922 года до середины 1923 годе, для того чтобы ускорить дело, я работал исключительно дома, попал при этом в большую нужду; потребовалась продажа моей астрономической трубы. Ею заинтересовались красные курсанты в Кремле, они купили у меня трубу для клубного отдела ВЦИК, помогая этим продолжению работ. Рабочие с завода «Мотор» также поддержали меня, отчислив мне мой двухмесячный заработок. Это было первым пожертвованием в пользу межпланетных сообщений. В январе 1924 года я читал лекцию о своем межпланетном корабле в теоретической секции Московского обществе любителей астрономии. Она прошла с успехом. Осенью и зимой 1924 и 1925 годов мною были еще прочитаны с большим успехом публичные лекции, вылившиеся в форму диспутов в данной области. Таким образом, я читал три раза в Москве и по разу в Ленинграде (где диспут проходил под председательством профессора Глазенапа) Харькове, Саратове, Туле и Рязани. В 13-м номере журнала «Техника и жизнь» за 1924 год я впервые печатал статью под заглавием «Перелеты на другие планеты». |
Еще в юности Цандер познакомился со знаменитой статьей К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», напечатанной в 1903 году. Живя в разных городах, Цандер и Циолковский поддерживали связь лишь посредством переписки. Работал Фридрих Артурович самостоятельно, пользуясь только опубликованной литературой. Следует сказать, что у Цандера имеется много теоретических работ в областях, до него мало затронутых. Это, например, расчеты траекторий и времен перелетов на другие планеты, расчеты полетов в мировом пространстве с использованием давления света и др.
13 мая 1933 года постановлением Бюро Президиума Центрального Совета Осоавиахима ГИРДу было присвоено имя Цандера как его основоположника и руководителя головной бригады. В ГИРДе была построена и успешно запущена советская жидкостная ракета «ГИРД-Х» конструкции Цандера.
К. Э. Циолковский высоко ценил работы Цандера, характеризуя их как плодотворные, и просил Фридриха Артуровича быть редактором своих трудов. Книга Циолковского, отредактированная Цандером, издавалась уже после смерти Цандера, но еще при жизни Константина Эдуардовича.
После смерти Ф. А. Цандера о нем писалось как о крупнейшем теоретике проблемы реактивного движения, «создавшем свою школу в области теории и конструкции реактивных двигателей и проявившем изумительные, подлинно большевистские темпы, героический энтузиазм».
Афиша диспута октября 1924 года. |
Большое влияние на формирование взглядов Цандера оказал его отец, Артур Константинович Цандер. В письмах, написанных Фридриху Артуровичу из Риги в 1916 году, он с большой любовью отзывается о России, говорит с ненавистью об империалистической войне. Цандер весь жил в будущем. Его статья «Перелеты на другие планеты» начинается словами: «Кто, устремляя в ясную звездную ночь свои взоры к небу, при виде сверкающих на нем звезд не думал о том, что там, на далеких планетах, может быть, живут подобные нам разумные существа, опередившие нас в культуре на многие тысячи лет. Какие несметные культурные ценности могли бы быть доставлены на земной шар, земной науке, если бы удалось туда перелететь человеку, и какую минимальную затрату надо произвести на такое великое дело в сравнении с тем, что бесполезно тратится человеком. За цену прошедшей мировой войны можно было бы построить один миллион аэропланов, весом 10 тыс. кг каждый. Первые межпланетные корабли будут по весу, считая их на одного человека, по всей вероятности, не тяжелее такого летательного аппарата».
Во введении к задуманной им книге «Полеты на другие планеты и на Луну» он высказывал мысль, что от сношения нашего человечества с высококультурной жизнью на тех планетах, где она имеется, «наступит у нас золотой век». В докладе на заводе «Мотор» в 1923 году он говорил: «Астрономия больше, чем другие науки, призывает человечество к единению для более долгой и счастливой жизни...».
Самая ближайшая к нам планета, на которой предполагается существование высокоразвитых живых и разумных существ, — это Марс. Еще астрономы Скиапарелли и Ловелл наблюдали на Марсе сеть из правильных прямых линий, пересекавших планету. Высказывалось предположение, что эти линии являются каналами, вырытыми разумными существами. И Цандер повторял: «На Марс, на Марс!»
Большое число докладов и лекций, прочитанных Цандером на тему о межпланетных полетах, объясняется его желанием убедить широкие массы людей в своей правоте, привлечь к работе возможно больше инженеров, студентов, рабочих. Он читал лекции и делал доклады всюду, где только представлялась возможность, начиная от научных и производственных организаций и кончая парком Измайловского городка. Издание различного рода работ по реактивной технике он также считал средством вовлечения в работу по межпланетным полетам возможно большего числа людей. В предисловии к своей книге, изданной в 1932 году, он писал: «Настоящая книга имеет целью популяризацию идей межпланетных сообщений... Автор обращается к изобретателям вообще, студентам, инженерам, астрономам с призывом работать в данной области, ввиду ее важности для дела сверхавиации».
Один из сотрудников Цандера, работавший под его руководством, даже посвятил ему свои стихи и подарил их на память. На оборотной стороне одного из стихотворений он написал: «Инженеру-мечтателю, вступившему на путь завоевания планет для блага человечества и умножения знания, посвящаю — в память совместных трудов (10/III-32 г.)». Вот это стихотворение:
Цель высока: лежит в бескрайнем небе, А мысли тетива упруже с каждым днем. На новые пути, как за насущным хлебом, Дерзает человек за дальних звезд огнем. Еще не знаем мы вселенной капитанов. Рука строителя, мыслителей расчет, Фантастов грезы — поздно или рано — Астрономический осуществят полет! |
Первые буквы каждой строки образуют слова: Цандер Ф. А.
Мечты Цандера о благе человечества были неотделимы у него от горячей приверженности коммунистическим идеалам. В своей автобиографии, датированной 15 января 1926 года, Цандер писал: «...сочувствую коммунизму и предполагаю, что люди... (из СССР. — А. Ц.) смогут указать человечеству на высокий уровень культуры, который возможен при социализме».
Планер, построенный в 1908 году. Слева стоит Ф. А. Цандер. |
Цандер считал, что процветанию человечества должны быть подчинены все достижения науки. Он говорил: «Наука может сделать человечество счастливым».
Как он представлял это, видно, например, из анкеты изобретателя № 1 (от 23 июля 1921 г.). В анкете содержались вопросы, на которые член Ассоциации изобретателей должен был ответить. Приведем некоторые из этих вопросов и ответы, данные Цандером:
«Какие отрасли изобретательства считаете Вы важнейшими и первоочередными? Важнейшие: по перелету на другие планеты для перенятия культуры со звездных миров, по удлинению жизни, по поднятию культуры и объединению всего человечества. Первоочередные: по графическому расчету погоды для предсказания своевременного посева–откоса и изыскания возможности изменения погоды; изобретения по упрощению транспорта по методу применения заграничной науки.
Какие относите ко второй очереди? Изобретения домашней утвари.
Какие к третьей? Изобретения новых предметов роскоши».
Приведем еще отрывок из введения к книге «Полеты на другие планеты и на Луну». Цандер писал: «Развитие науки и техники, в особенности достижения в области авиации, радиотехники, теории относительности Эйнштейна и разложения атомов элементов (казавшиеся ряд лет назад невероятными), шли рука об руку со смелостью мыслей и смелостью рассчитывать Конструкции в области достижения других земных шаров».
«Достижение других земных шаров» — эта мачта Ф. А. Цандера, горячего энтузиаста межпланетных полетов, ныне стала уже реальной практической задачей. Блистательные полеты героев-космонавтов А. Николаева и П. Поповича — тому еще одно убедительное подтверждение.
А. ЦАНДЕР, дочь изобретателя