«Техника-молодежи» 1963 №11, обл., с.31
осмические полеты в нашем представлении неразрывно связаны с ракетами. И нередко мы упускаем из виду, что при освоении других планет можно использовать хорошо знакомые всем летательные аппараты, в частности вертолет. Конечно, на Луне, где нет атмосферы, вертолет ни к чему. Зато на многих других планетах он может стать совершенно незаменимым. Вертолет обеспечит связь между отдельными группами исследователей и базой, поможет вести разведку и фотосъемку местности, выступит в роли грузчика, перенося громоздкие предметы. Словом, это будет мастер на все руки. Каким можно представить себе вертолет, скажем, для Марса? Винт вертолета реактивный. Привод — компрессор. Вращает компрессор турбина. Разреженный марсианский воздух сжимается и подается к соплам на концах лопастей. В воздухе Марса нет кислорода, необходимого для сжигания любого топлива. Значит, на вертолете, как и на ракетах, придется возить с собой и горючее и окислитель. Марсианскому вертолету для управления полетом не нужен хвостовой винт. Для того чтобы развернуть вертолет по курсу вправо или влево, пилоту достаточно нажать соответствующие педали. Отработанный парогаз с турбины поступает по газопроводу к распределительному устройству и дальше — в сопла на хвосте вертолета. Следовательно, у марсианского вертолета нет ни трансмиссии, ни хвостового винта. В этом его преимущество. Недостаток же принятой схемы: турбина — компрессор — винт в ее сравнительно невысоком кпд. Экипажу и пассажирам будет мешать и шум, создаваемый двигателем и соплами. Правда, это не так страшно: космонавты одеты в скафандры. Для улучшения же летных характеристик на вертолете можно установить крыло, которое при больших скоростях создаст подъемную силу и «поможет» несущему винту. Это крыло служит и резервуаром для топлива. Недавно проект вертолета для Марса защитил студент А. Баньковский. На обложке журнала изображен вертолет над Марсом так, как он представился фантазии художника А. Побединского. |