«Техника-молодежи» 1963 г. №3, с.29




ЗАПУСК
В КРАСНО-
ДАРЕ

НАШ СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
ВЕДЕТ РЕПОРТАЖ С РАКЕТОДРОМА

— П

риготовиться! Всем в укрытие!

Площадка, на которой установлена ракета, мгновенно опустела.

— Внимание! Пять... Четыре... Три... Два... Один. Старт!

Густые клубы газов окутали ракету. Видны лишь острый конус и направляющее устройство. Мгновение — и ракета стремительно взмыла в небо. Она уже едва различима. Стрекочет кинокамера. Операторы снимают запуск. Радисты хлопочут у рации. Отсюда идут команды на ракету. За всем происходящим внимательно следит седой, по-кавалерийски стройный полковник.

— Фотоаппарат!

Щелчок тумблера. И там, в небе, срабатывает затвор фотоаппарата.

Но вот высоко в воздухе появился дымный шлейф. Ракета достигла своего «потолка» и теперь начинает спускаться. В этот момент по радиокоманде с земли над ней распускается купол парашюта. А дымный шлейф указывает место приземления. На поле, где приземлилась ракета, появляются фигуры бегущих. Не терпится вскрыть головной контейнер. Наконец крышка снята. И... раздается мяуканье. Оказывается, на борту ракеты был котенок-космонавт. Ребята с красными галстуками на шее гладят котенка, который, впрочем, совсем не испуган. Перед ним ставят блюдечко со сметаной, и он с удовольствием его вылизывает. Пионеры берут котенка, ракету и отправляются на стартовую площадку, где их уже ждет автобус. Последним усаживается высокий полковник, и автобус мчит берегом Кубани к Краснодару. Полчаса спустя он останавливается у старинного красивого дома с надписью «Краснодарский дворец пионеров и школьников». Теперь можно войти во дворец и познакомиться с ракетчиками. Это они осуществили очередной исследовательский запуск.

Знакомимся с руководителем, полковником в отставке Семеном Петровичем Соколовым. Молодым пареньком, чуть постарше тех пионеров, с которыми он сейчас занимается, он прошел фронт гражданской войны, а затем служил в охране Кремля. Почти ежедневно видел В. И. Ленина и разговаривал с ним.

Ракетный кружок в Краснодаре был организован в 1961 году. Первые ракеты были очень простыми и могли подыматься на высоту 300-400 м. Но потом ракетостроением стали заниматься по-серьезному.

В контейнере — приборы для исследования, фотоаппараты

В комнате кружка на самом видном месте — чертежный кульман. На белом ватмане — контуры сложного устройства. Ведь как-никак в ракете надо установить приборы, автоматы, парашют, смонтировать радиосхему.

Большие ракеты, высотой более 2 м, ребята обычно делают двухступенчатыми. Запуск их производится по команде наземной радиостанции.

Исследовательская ракета «Разведчик космоса» автоматически определяет и записывает на сконструированном ребятами аппарате — бароспидографе скорость полета на всех этапах, причем автоматически выпускает еще и цветные сигнальные ракеты по достижении каждого километра высоты. А «потолок» таких ракет — 4 тыс. м.

В последнее время пионерские ракеты стали обитаемыми. В носовом отделении устанавливается контейнер с подопытным животным, как гордо именовали маленького веселого котенка Мурзика.

Но переживают ли Мурзик и другие котята-космонавты состояние невесомости? И когда оно наступает? На этот вопрос нужно было искать ответ. Ребята сами сконструировали прибор дли определения невесомости, и, когда она наступила в полете, от ракеты отделились сигнальные устройства.

Мечта о звездах увлекательна и прекрасна. Но дорога к ним начинается на Земле. Увлечение ребят (их в кружке около ста) ракетами требует прочных знаний и трудовых навыков. Они научились также выполнять слесарные и токарные работы. А для того чтобы выпилить из фанеры стабилизаторы и склеить корпус ракеты, нужно знать и черчение и столярное дело. А радиосхемы, приборы! При изготовлении их ребята получают отличную практику, которая им очень пригодится, когда они закончат школу, придут на завод.

Практически подготовка ракеты длится 3-4 месяца. Ракет много, и все они носят название. Это и «Пионер Кубани», и «Комета», и «КЭЦ» (К. Э. Циолковский), и «Пионерский Восток», и «Спутник семилетки»... По своей конструкции и сложности они равняются первым ракетам гирдовцев — пионеров советского ракетостроения. Примечательный штрих!

Ребята делятся своим «космическим опытом» с пионерами Москвы, Калуги, Рязани, Кишинева, Фрунзе, Хабаровска, с друзьями из Болгарии, Чехословакии, Китая, ГДР...

Сейчас кружковцы достали несколько старых гироскопов. И, естественно, тут же родился замысел построить самоуправляемую ракету.

— А если еще наши шефы с завода «Газоаппарат» помогут нам создать жидкостный двигатель, то пионерские ракеты смогут подниматься на высоту в 10-15 км, — мечтают ребята.

Ну что ж, в добрый путь!

Л. ЛИФШИЦ