«Техника-молодежи» 1963 г. №7, с.1-2


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА КОММУНИЗМА - ВОТ ОСНОВА ГРЯДУЩИХ УСПЕХОВ В ОСВОЕНИИ КОСМОСА !


«От полета к полету задание будет все сложнее и сложнее. Поэтому каждый из нас, выходя на старт, глубоко верит, что его труд (именно труд!) делает еще могущественней нашу науку, нашего человека и приближает то прекрасное будущее, к которому придет все человечество, — коммунистическое будущее.

Да, для достижения этой великой цели всем нам предстоит многое сделать. На то мы и молоды, чтобы строить будущее.

Надеемся, что мы еще встретимся с вами на страницах журнала «Техника — молодежи» и расскажем вам обо всем увиденном в космосе».

Из письма группы космонавтов
в редакцию журнала «Техника — молодежи»



ОБЖИТЫЙ КОСМОС

В дальнейшем космонавт сможет не только перемещаться в кабине корабля, но и выходить за ее пределы, в космос, сможет трудиться там. Тогда процесс «вживания» в космос перейдет в процесс его «обживания». Мы будем обживать космос, как обживаем, строя города к поселки, суровый север, непроходимую тайгу, среднеазиатские пустыни».

В. ПАРИН, вице-президент
Академик медицинских наук СССР

„Самочувствие отличное"

Эти слова Валентины ТЕРЕШКОВОЙ и Валерия БЫКОВСКОГО лишний раз подтвердили результаты предшествующих полетов. Человек чувствует себя в космосе отлично. Каждый последующий полет позволял утверждать это со все большей уверенностью.

„Самочувствие прекрасное, мышление и работоспособность сохранялись полностью», — заявил Ю. ГАГАРИН.

„Спать в космосе легко. Переворачиваться незачем: ни руки, ни ноги не затекают. Чувствуешь себя, как на морской волне», — дополнил Г. ТИТОВ.

П. ПОПОВИЧ говорит о космосе, как о чем-то очень привычном. «В космосе я все делал по-земному: выполнял работу, предусмотренную программой полета, с аппетитом кушал, занимался гимнастикой, хорошо, крепко спал, при этом без сновидений».

„Мир без тяжести"

Космонавт В. Быковский хорошо освоил технику передвижения в невесомости. Он освобождался от кресла и свободно перемещался в кабине корабля.

Обычно космонавты передвигаются в кабине, отталкиваясь от стенок, но в принципе они могли бы плавать в воздухе с такой же скоростью, с какой плавают в воде пловцы. Правда, путь разгона им потребовался бы в 800 раз длиннее. Ведь плотность воздуха в 800 раз меньше плотности воды. Надев ласты, космонавт может увеличить скорость.

Многие незакрепленные предметы в момент наступления невесомости начинают самостоятельное путешествие по кабине. Причина этого — упругое сжатие самих предметов или их оснований в мире тяжести. Как только тяжесть исчезает, сжатый предмет расправляется, как пружина. Эта сила отталкивает предмет от опоры.

Необычно ведет себя в невесомости налитая в сосуд жидкость. Она растекается по стенкам, а воздух собирается в центре сосуда в виде сферы. Объясняется это тем, что капиллярные силы и силы поверхностного натяжения, действующие на жидкость, остались, а тяжесть исчезла. Поэтому жадность поднимается по стенкам закрытого сосуда, пока не смочит всю внутреннюю поверхность. Жидкость смыкается и окружает воздух, находящийся в сосуде, со всех сторон.

„Отсутствием аппетита не страдали"

Приближается и земному меню космонавтов. Если Г. Титов ел суп-пюре, мясной и печеночный паштет и черносмородиновый сок из туб, то в меню А. Николаева и П. Поповича входили и тефтели, и жареная курица, и колбаса. П. Попович захватил с собой в космос даже воблу.

А космонавты-5 и 6, В. Быковский и В. Терешкова, совсем как на земле, ели жареный язык, пирожки с колбасой, котлеты, апельсины, черный и белый хлеб.

„Вижу Землю"

Как выглядит поверхность Земли из космоса? Темноватыми, чуть поблескивающими пятнами кажется водная поверхность, отчетливо видны искусственные моря, которые как полные чаши приподняты плотинами гидростанций. А. Николаев хорошо видел ночью очертания городов. Он различал даже главные улицы больших городов. Космонавты-5 и 6 тоже видели из космоса реки, горы и города. И они согласны со своими предшественниками — нет ничего прекраснее нашей Земли!

На этом рисунке на примере полета космического корабля «Восток-5» показан комплекс радио— и телевизионной связи во время полета. Этот комплекс работал во время совместного полета космических кораблей «Восток-5» и «Восток-6».