«Техника-молодежи» 1964 №11, с.1, 20-21



НА ОРБИТЕ — ЛАБОРАТОРИЯ.
БУДУТ ЛЕТАЮЩИЕ ИНСТИТУТЫ


И снова мир взбудоражен. На всех языках несется: «В космосе — трое! В космосе — трое!»

«Восход» — это название символично. Это начало нового этапа в освоении космоса, преддверие того, быть может уже недалекого, будущего, когда на космические трассы выйдут межпланетные научные институты и пассажирские лайнеры. В полете советского космического корабля «Восход» и заложены эти два качества: в космосе — целая команда, экипаж, научная лаборатория, причем все легче, все доступнее становится «предстартовая» подготовка. В этом заслуга советских ученых и конструкторов, создающих новые космические корабли.

Давно ли вышел на околоземную орбиту первый искусственный спутник! Это было в 1957 году. Через три с половиной года в космос впервые поднялся человек. Еще через два с половиной года — космический экипаж. Так сжимаются сроки, отделяющие один качественный скачок в освоении космоса от другого. Так наращивают темпы советская наука и техника, уверенно вторгаясь в неизведанные пространства вселенной!

НАШ НОВЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ




Владимир Михайлович КОМАРОВ, ЛЕТЧИК -

КОСМОНАВТ





Константин Петрович ФЕОКТИСТОВ, УЧЕНЫЙ -

КОСМОНАВТ





Борис Борисович ЕГОРОВ, ВРАЧ -

КОСМОНАВТ

Снаружи и изнутри

Наш новый корабль на стартовой площадке выглядит еще внушительнее, чем «Восток».

Чтобы попасть к «Восходу» от той площадки, где останавливался лифт раньше перед входом в космический корабль типа «Восток», теперь надо еще подняться по крутому открытому трапу. Ведь ракета — выше здания МГУ и упирается в облака.

В кабине, обитой изнутри белоснежным поролоном, три расположенных почти рядом кресла — рабочие места командира корабля, ученого и врача. На одной из стенок, посередине, так, чтобы было видно всем космонавтам, — приборная доска с глобусом, бортовыми часами и другими нужными в полете приборами. Возле кресла командира чернеет ручка управления кораблем. Тут же поблизости продолговатый пульт с тумблерами и кнопками для включения различных систем, радиостанция, удобно расположенный телеграфный ключ, контейнеры для хранения запасов космической пищи и воды, утепленной одежды и легких непотопляемых комбинезонов, нужных на тот непредвиденный случай, если по каким-либо обстоятельствам корабль, возвращаясь из космоса, окажется на водной поверхности.

Экипаж

Три человека составили первый в мире космический экипаж. Но не просто три человека, а три специалиста, каждый из которых выполнял свои собственные обязанности, но при этом был тесно связан с двумя другими. Командир корабля, научный работник, врач. Почему именно так компоновалась эта тройка? Их выбрала целенаправленность задач. Управление корабля — за него отвечает командир. Кстати, он, кроме того, и инженер. Многочисленные технические системы большого космического корабля контролирует кандидат технических наук, инженер, ученый. И, наконец, врач выполняет целый ряд медико-биологических и психологических исследований.

Комаров, Феоктистов, Егоров — вот «три богатыря» космической эры, вот он, наш первый космический экипаж. Они и выглядят по-новому. Вместо громоздких, почти средневековых облачений, вместо привычных уже нашему взору скафандров на них голубые куртки, темно-серые, с манжетами брюки, в руках легкие шлемофоны. Хочется спросить: а не опасно ли все-таки без скафандров? Мы услышали спокойный ответ:

— Корабль надежный. Возьмите подводную лодку, люди на ней ведь ходят без аквалангов. Примерно то же и здесь.

Корабль надежный! Как просто это сказано! И как трудно, конечно, было создать эту полную, эту уверенную надежность.

Они спустились все вместе, в корабле, с кораблем, составили с ним одно целое. Великолепные советские люди и великолепный советский корабль! А ведь в свое время еще Герман Титов на вопрос корреспондентов: «Что дало вам возможность совершить ваш легендарный полет?» ответил коротко: «Корабль! Корабль-лаборатория!»

Встреча космонавтов со стартовой командой. Трое в голубых куртках стоят посреди плотно сомкнутого каре. К ним обращается начальник старта. Потом говорит молодой паренек в черном комбинезоне... Сухопарый инженер в очках читает им стихи...

(Из газет)


НАЗЕМНЫЕ СТАНЦИИ

Д
а, каждый год, и вот уж сколько

лет,

Когда светлеет утренняя Вега,
Мы слушаем мелодии ракет
Симфонии космического века!
А Млечный Путь как в половодье

Дон.

Бьют струи реактивного пожара.
И, проливая пламя на бетон,
«Восход» нацелил конус на Стожары.

Созвездьем Лиры пламенеет пульт.
У космонавтов на запястьях датчики.
И учащенный, но ритмичный пульс
Отстукивают в полночь передатчики.

Да, лед галактик взломан.

Это факт!

А люди там, внутри наземных

станций.

Дежурят, не сходя с бессонных вахт,
И, как поэты, все же пишут стансы.

Анатолий ЩЕРБАКОВ

ЛАБОРАТОРИЯ УЧЕНЫХ В КОСМОСЕ

Кандидат физико-математических наук
Олег ШЕБАЛИН


Надо признаться, что мы, ученые, с нетерпением ждали того дня, когда космос будет настолько освоен, что полеты в нем будут доступны не только профессиональным летчикам-космонавтам. Теперь наша мечта осуществилась. Успешный полет трехместного пилотируемого корабля «Восход», в состав экипажа которого входили высококвалифицированные специалисты, убедительно доказал возможность плодотворной работы ученых в условиях космического полета.

Надежность советских космических кораблей такова, что члены экипажа корабля «Восход» обходились без обычных громоздких космических доспехов, без скафандров и гермошлемов. Командир корабля летчик-космонавт инженер-полковник Комаров В. М. и члены экипажа — научный сотрудник-космонавт, кандидат технических наук Феоктистов К. П. и врач-космонавт Егоров Б. Б. во время полета, длившегося сутки, выполнили многообразную и сложную научную программу. В первую очередь они проводили исследования, необходимые для дальнейшего совершенствования техники космических полетов и обеспечения их безопасности. Поэтому не случайно в состав экипажа корабля «Восход» был включен Константин Петрович Феоктистов, занимавшийся ранее вопросами устойчивости движения, системами и методами ориентации. Другой член экипажа, врач Борис Борисович Егоров, сразу же после окончания института увлекся проблемами космической медицины. Перед полетом он уже почти закончил кандидатскую диссертацию, посвященную работе вестибулярного аппарата человека в космосе. Да и сам командир корабля «Восход» не просто летчик-космонавт, а инженер, хорошо разбирающийся в технике ориентации и управления космических кораблей. Так что экипаж был подобран отнюдь не случайно, подобран так, чтобы наверняка четко и успешно выполнить все исследования, предусмотренные программой.

Полет космического корабля «Восход» доказал, что и в условиях космоса ученые могут работать столь же напряженно, в таком же дружном коллективе, как и в наземных лабораториях. Сделано очень много. Медико-биологические исследования врача-космонавта Егорова Б. Б. будут, разумеется, немало способствовать «заселению» космических кораблей учеными различных профессий. Большой вклад в развитие геофизики дали наблюдения и измерения облачности и оптических характеристик Земли Константина Петровича Феоктистова. Еще никому из космонавтов не удалось взглянуть на родную нашу планету с такого далекого расстояния, как ему во время полета корабля «Восход». Ведь орбиты всех предыдущих космических кораблей типа «Восток» были расположены ниже. В этом заключается и еще одна замечательная особенность полета нового космического корабля. Всем нам, конечно, не терпится посмотреть фотоснимки, чтобы узнать, как выглядит наша Земля с таких космических высот. Фотоснимки, показания приборов, дополненные непосредственными наблюдениями ученых, позволят нам составить более полное представление о Земле и окружающем ее пространстве.

Нельзя не гордиться достижениями нашей науки и техники, позволившими осуществить качественно новый этап в освоении космоса. Еще Галилей установил закон, что для увеличения размеров, веса и мощности ракеты нельзя просто воспроизвести в более крупном масштабе удачно осуществленную ранее конструкцию меньшего масштаба. Очевидно, нужно что-то качественно новое. Новый тип ракеты, которая вывела на орбиту многоместный космический корабль «Восход», — яркое свидетельство успехов отечественного ракетостроения. Нельзя не вспомнить, кстати, что широко рекламируемая в США программа «Джеминай» предусматривает полет всего лишь двухместного корабля, запуск которого отложен на конец 1965 года. Лишь в 1967 году проектом «Аполлон» предусматривается полет трех космонавтов по орбите вокруг Земли...

ЛЕТАЮЩИЙ КОСМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Академик Л. И. СЕДОВ


Полет космического корабля «Восход» — большой успех нашей науки от ракетостроения до космической биологии. Этот успех открывает новые возможности в освоении космоса. Он приближает время, когда человек непосредственно познакомится с Луной, Венерой, Марсом. Вполне реальными становятся межпланетные полеты кораблей с большими командами космонавтов и возвращение их домой.

А самое реальное — вопрос ближайшего будущего — создать спутник — орбитальную станцию, целый летающий космический институт с многочисленными сотрудниками. Это будет иметь огромное научное и практическое значение.

Летающий космический институт может послужить трамплином, площадкой для организации последующих грандиозных путешествий в космос!