«Техника-молодежи» 1964 №9, с.17



Л

ишь последняя ступень космической ракеты достигает цели совместно с приборным контейнером или кабиной космонавтов. Остальные, как правило, погибают при возвращении на Землю. Поэтому понятно стремление специалистов отыскать способ спасения хотя бы первых ступеней ракет для их многократного применения. Один из таких способов — еще не осуществленный — разработан американскими инженерами.

На высоте около 7000 м автоматически раскрывается вспомогательный парашют, который тормозит движение ракеты в плотных слоях атмосферы. Три основных парашюта раскрываются лишь на высоте около 2800 м, после чего скорость снижения ракеты падает до 9 м/сек. Считается, что, начиная с этого момента, вертолет располагает для захвата ракеты временем около 220 сек. — это примерно соответствует двухкилометровой потере высоты. Как это происходит? Посмотрите на рисунок.

1. Вертолет приближается к опускающейся ступени ракеты на пересекающем курсе и, оставаясь над основными парашютами, захватывает трос вспомогательного. Для этой цели на вертолете установлены две выступающие на 15 м вперед штанги, образующие между собой острый угол; между штангами натянут захватывающий трос.

2. Сбрасываются вспомогательный парашют и захватывающий трос. Основной трос подтягивается к узлу крепления, расположенному в центре тяжести вертолета.

3. Сбрасываются основные парашюты.

4. Вертолет располагает тремя лебедками: средней, которая является составной частью основного узла крепления (№ 1), носовой (№ 2) и кормовой (№ 3).

Лебедка № 1 стравливает трос примерно на 50 м. Скорость снижения вертолета при этом замедляется. Затем та же лебедка сокращает расстояние между вертолетом и ракетой до 15 м.

5. Трос лебедки № 2 соединяется с тросом, прикрепленным к нижней части ракеты. Трос лебедки № 3 заводится за основной трос.

6. Лебедки № 2 и № 3 выбирают свои концы, и ракета постепенно поворачивается из вертикального положения в горизонтальное. Это необходимо для того, чтобы в несколько раз уменьшить угловое сопротивление ракеты.

7. По всему фюзеляжу вертолета расположены резервуары с балластной жидкостью. Перекачивая эту жидкость, можно компенсировать смещение центра тяжести системы вертолет — ракета, вызванное поворотом последней.

8. Ракета висит горизонтально. Так ее перевозят.

Г. ГЕЛЬПЕРИН, инженер