«Техника-молодежи» 1965 №6, с.24-26



И. ШМЕЛЕВ,
инженер
ВЕТЕР ОТЧАЯНИЯ

15 октября 1944 года с небольшого военного аэродрома на Филиппинах поднялся истребитель. На базу он не вернулся. Да, впрочем, никто и не ожидал его возвращения: ведь он пилотировался первым летчиком-смертником (камикадзе) контр-адмиралом Арима, командиром 26-й воздушной флотилии. Молодые офицеры пытались отговорить контр-адмирала от участия в смертельном полете. Но он сорвал со своего мундира знаки различия и сел в самолет.

По иронии судьбы Арима не сумел выполнить задачу. Он промахнулся и врезался в морские волны, не достигнув цели американского корабля.

Так началась одна из самых мрачных боевых кампаний второй мировой войны на Тихом океане.

Корпус смерти

К
концу 1944 года японский флот, потерпев несколько поражений, представлял собой жалкую тень грозного императорского флота. Были ослаблены и силы морской авиации, на которую было возложено прикрытие Филиппин с воздуха. И хотя промышленность Японии выпускала достаточное количество самолетов, армия и флот не успевали готовить летчиков. Это привело к полному господству американцев в воздухе.

Тогда-то командующий первым воздушным флотом на Филиппинах вице-адмирал Такидзиро Ониси и предложил создать группы летчиков-смертников. Эниси видел, что из-за плохой подготовки японские летчики погибают сотнями, не нанося врагу существенного ущерба. Так не лучше ли перейти к массовым атакам летчиков-смертников, которые ценой своей жизни наносили бы врагу максимальный урон?

Только в конце войны, убедившись, что самолеты, с которыми Япония начала войну, безнадежно устарели, японское командование начало лихорадочно работать над новыми конструкциями двигателей и самолетов,

Опытный жидкостио-реактивный двигатель (верхнее фото) предназначался для истребителя-перехватчика, способного набирать высоту со скоростью 3000 м/мин (нижнее фото). Этот перехватчик не имел шасси и взлетал с тележки.

Тактика камикадзе предельно проста: пробиться через огонь зенитной артиллерии американских кораблей и направить свой самолет в смертельное пике на палубу вражеского авианосца. (Именно эти корабли первоначально считались главной целью для камикадзе.)
Конструкция, на несколько лет опередившая работы американцев, - турбореактивный двигатель с осевым компрессором. Японцы намеревались установить его на перехватчике «Кикка» и на новой модели пилотируемой бомбы «Ока-43». Но у них не было жаропрочных сталей для турбинных лопаток. Поэтом двигатель так и не развил расчетной тяги.

Для выполнения такой задачи от пилота не требовалось особого мастерства, а в фанатиках, желающих добровольно отдать свою жизнь за императора и Японию, недостатка не было. В несколько дней на Филиппинах из остатков морской авиации были сформированы четыре эскадрильи, получившие символические имена: «Асахи» («Восходящее солнце»), «Ямадзакура» («Дикая вишня» — поэтический символ Японии), «Сикисима» (поэтическое название Японии) и «Ямато» (древнее название Японии), а все соединение летчиков-смертников — «Камикадзе Токубецу Когекитай» — Ударное соединение специального назначения «Камикадзе».

Камикадзе — по-японски «божественный ветер». В 1281 году монгольский хан и император завоеванного монголами Китая Хубилай-хан снарядил для завоевания Японии колоссальную армию (некоторые источники говорят о 300 тыс. воинов). Армада кораблей отплыла к островам Японии. Противостоять ей японцы не могли. Во всех храмах возносились молитвы богам о заступничестве. И произошло чудо: монголо-китайская армада Японии не достигла. Ее разметал и утопил ужасающий тайфун. Японцы приписали это явному вмешательству богов, пославших на врага божественный ветер с гор Ямато — камикадзе.
Пилотируемая бомба «Ока-11».

На бомбе «Ока-22» японцы предполагали установить оригинальный четырехцилиндровый двигатель (левое фото) внутреннего сгорания, который приводил бы в действие одноступенчатый компрессор. Около 100 таких установок было в производстве к моменту капитуляции Японии.

И теперь, выбрав себе название «Камикадзе», летчики-смертники как бы подчеркивали, что они являются самым последним спасением, подобным вмешательству древних богов.

Первоначально термин «Камикадзе» применялся только в отношении соединения, действовавшего на Филиппинах. Впоследствии в западной и нашей литературе термином «камикадзе» стали называть всех летчиков-смертников, а иногда даже и смертников-моряков: водителей человеко-торпед «Кайтен», взрывающихся катеров и пловцов-подрывников.

В начале летчики-смертники особой подготовки не проходили: их вербовали из среды обычных летчиков. Впоследствии были организованы специальные летные школы, куда набирали фанатически настроенных молодых людей, в основном выпускников университетов. Подготовку в таких школах свели до минимума: не учили технике посадки, навигации, пользованию радиоаппаратурой...

Единственное, что отличало камикадзе, это торжественная церемония. Накануне вылета они писали прощальные письма, ужинали с командирами частей. Перед вылетом летчики перепоясывались самурайскими мечами и на голову надевали желтые повязки с изображением солнечного круга.

Иногда камикадзе называют летчиками-самоубийцами. Это не совсем верно, поскольку главной их задачей было не самоубийство, а нанесение врагу наибольшего урона ценою своей жизни. Если летчик-камикадзе не мог найти или пробиться к своей цели, то он возвращался на базу и не подвергался за это никаким преследованиям. Так, например, за время боев на Филиппинах летчики-камикадзе совершили 447 вылетов. Из них лишь 201 оказались удачными. Остальные по разным причинам (погода, огонь зенитной артиллерии, истребители противника) цели не достигли. Около 40% (179 самолетов) вернулись на базы и приняли участие в повторных вылетах.

„Цветы ядовитой вишни“

Л
етчики-камикадзе свои первые вылеты совершали на обычных самолетах, нагруженных бомбами. В дело шли не только истребители, но и разведчики, бомбардировщики, гидросамолеты. Особенно широко использовался морской истребитель, который американцы называли «Зеро». Он нес одну 250-килограммовую бомбу.
Место попадания камикадзе в авианосец.

В боях за остров Окинава летчики-смертники впервые применили новое, сконструированное специально для них средство — реактивную пилотируемую бомбу «Ока» («Цветок вишни»). За шесть месяцев японская промышленность выпустила 755 пилотируемых, бомб «Ока-11». Следующая модель, «Ока-22», поступить в производство не успела.

Силовая установка «Ока-11» состояла из трех пороховых ракетных двигателей, работавших 8—10 сек. Боевая часть несла 750 килограммов взрывчатого вещества. Бомба доставлялась к цели бомбардировщиком частично скрытой в его бомболюке. При подходе к цели на 20— 30 км пилот занимал свое место в бомбе, которая отделялась от носителя на высоте 8000 м и планировала со скоростью 370 км/час. На конечном участке пути пилот включал двигатели, разгонявшие смертоносное оружие до 850 км/час. На цель камикадзе пикировал со скоростью около 1000 км/час. Отделившись от самолета-носителя, летчик обрекал себя на верную смерть, поскольку «Ока» не имела никаких посадочных приспособлений.

По сравнению с обычными истребителями эта бомба имела, во-первых, значительно больший вес боевого заряда и, во-вторых, большую скорость и меньшие размеры. Но она была уязвима в момент доставки к цели на тихоходных самолетах-носителях. Поэтому-то первый вылет камикадзе с бомбами «Ока» 18 марта 1945 года окончился полным провалом. Большая группа этих бомбардировщиков была обнаружена американцами на расстоянии около 200 км от авианосного соединения. На их перехват поднялись 150 истребителей. Тяжелые и неповоротливые бомбардировщики-носители не могли ни уйти, ни отразить атаку американских истребителей. Стремясь избавиться от опасного груза, экипажи бомбардировщиков сбросили планирующие бомбы, водители которых еще не заняли свои места. Но это не спасло японцев: все их самолеты были сбиты.
Японский бомбардировщик марки «Мицубиси-98» с пилотируемой бомбой «Ока-11» (вверху).

Бомба (в нижней части снимка) с летчиком-смертником отделилась от самолета-носителя и пошла на цель.

Вторым недостатком пилотируемых бомб «Ока» была плохая маневренность на большой скорости. Недостаточно подготовленные японские летчики очень часто не попадали в корабли и врезались в воду. В сражении за остров Окинава приняли участие 74 пилотируемые бомбы. На их долю выпал не очень большой успех: один американский эсминец был потоплен, четыре корабля повреждены. Зато моральный эффект появления такого рода оружия оказался весьма значительным. Американские моряки испытывали ужас, оставаясь в зоне действий японской авиации.

"Авианосцы — в той стороне!"

Т
актика камикадзе мрачная, но действенная и в высшей степени практичная при сложившихся обстоятельствах, стала фактически единственной тактикой японцев» — так оценивает официальный американский труд «Кампании войны на Тихом океане» адское изобретение вице-адмирала Такидзиро Ониси.
Американский авианосец «Банкер-Хилл» после атаки камикадзе.

Главной целью атак камикадзе были авианосцы — наиболее уязвимые, но и наиболее мощные корабли, составлявшие основу американского флота. Низко над водой, почти касаясь волн, чтобы избежать обнаружения американскими радиолокаторами, устремлялись в атаку на них камикадзе. Иногда, наоборот, дойдя к цели на высоте 6—7 км, они бросались в крутое пике. Конец атаки был один — смерть либо на палубе вражеского корабля, либо в волнах океана.

Уже через 10 дней после первого вылета летчиков-камикадзе, 25 октября 1944 года, группа из 22 самолетов, пилотируемых смертниками, потопила американский авианосец «Сент Ло» и вывела из строя 6 других.

Наибольшего размаха действия камикадзе достигли во время боев за остров Окинава. Из 34 потопленных и 168 поврежденных кораблей соответственно 24 и 164 приходилась на долю камикадзе. Таких громадных потерь американский флот не имел ни в одном сражении за всю свою историю.

Однако самыми крупными из потопленных кораблей были эсминцы. Теперь камикадзе уже не пренебрегали малыми кораблями и столь упорно атаковали эсминцы и сторожевики, что команды этих небольших кораблей с мрачным юмором рисовали на палубах большие белые стрелы с надписями: «Авианосцы в той стороне!»

Во время боев за остров Окинава один самолет-камикадзе упал на палубу авианосца «Энтерпрайз». От взрыва погибло 13 американских самолетов. Но тело японского пилота каким-то чудом уцелело и лежало на палубе около обгоревших остатков его самолета. На пуговицах его мундира была выбита эмблема камикадзе — изображение цветка вишни. Падкие на сувениры американцы растащили себе на память эти пуговицы и другие части одежды.

Японское командование высоко оценило результаты действий камикадзе. Из 9 тыс. самолетов, имевшихся в распоряжении командования к концу войны, 5 тыс. предназначались для действий камикадзе. На вооружение должна была поступить усовершенствованная пилотируемая бомба. Не удивительно, что американцы, планируя высадку в Японии, свои ожидаемые потери оценивали не менее чем в миллион человек.

Однако разгром советскими войсками Квантунской армии и последовавшая вслед за этим капитуляция Японии положили конец военным планам японской военщины. «Адмирал Ониси — инициатор тактики камикадзе — покончил жизнь самоубийством.

Каковы итоги действий камикадзе? В общей сложности 2363 самолета морской авиации («Ока») и не меньшее количество самолетов сухопутной авиации приняли участие в вылетах камикадзе. Погибли 2530 морских летчиков и по крайней мере столько же летчиков-смертников армейской авиации. Ценою жизни более 5000 камикадзе было потоплено около полусотни и повреждено около 300 кораблей противника. Камикадзе повредили и потопили три американских и английских авианосца. Потери американцев от атак камикадзе в людях были больше, чем потери смертников.

Тактика камикадзе после войны подверглась суровой критике как в самой Японии, так и за ее пределами. Тысячи молодых летчиков жизнями заплатили за авантюризм своих правителей.