«Техника-молодежи» 1965 №8, с.3




СПУТНИК «МОЛНИЯ-1»: 1 — герметичный корпус, 2 — солнечная батарея, 3 — остронаправленная антенна, 4 — датчик ориентации антенны на Землю, 5 — антенный привод, 6 — радиатор-холодильник, 7 — запас рабочего тела для проведения микрокоррекции, 8 — корректирующая двигательная установка, 9 — датчик ориентации для проведения коррекции, 10 — датчик солнечной ориентации, 11 — панель-нагреватель.
ВАШ ТЕЛЕВИЗОР ПОЛУЧАЕТ ЦВЕТ

Н

едавно в Вене закончила работу исследовательская комиссия по телевидению Международного консультативного комитета радиосвязи по выбору единой системы цветного телевидения для Европы. Рассматривались три системы: американская — НТСИ, французская — СЕКАМ и западногерманская — ПАЛ, являющаяся усовершенствованием системы НТСИ. Большинство участников комиссии, представлявших 45 стран, высказались за французскую систему СЕКАМ (23 страны), представляющую широкое поле для новых поисков и усовершенствований, система НТСИ (6 стран), по мнению специалистов, достигла своего «потолка» и вряд ли может быть существенно модернизирована; за систему ПАЛ проголосовало 11 стран. Хотя окончательного решения комиссия не приняла, на основании явных преимуществ системы СЕКАМ перед остальными 22 марта 1965 года между СССР и Францией было заключено соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения и создана смешанная советско-французская комиссия. Задача комиссии — дальнейшее логическое усовершенствование системы СЕКАМ на основе богатого опыта исследований, накопленного советскими инженерами.

Это сотрудничество дало уже свои плоды. В этом году 27 мая 9 часов подряд шла непрерывная трансляция цветного телевидения через спутник связи «Молния-1» (см. схему рядом).

Сигналы передавались на спутник опытной станцией цветного телевидения Московского телецентра, а принимались в пункте, находящемся в полутора тысячах километров от Москвы, затем по наземным радиорелейным линиям возвращались назад, пройдя по «космической радиопетле» свыше 80 тыс. км.

Ниже мы печатаем сокращенный перевод статьи Поля Суэна об основах французской системы цветного телевидения СЕКАМ (развертка с «памятью») и даем цветную вкладку, очень приблизительно поясняющую сложнейшие электрические преобразования цветных сигналов.

Далее неплохо объясняется, почему мы остались с СЕКАМОМ, но я не стал сканить.