«Техника-молодежи» 1966 №1, obl, вкл, с.2, 5, 19





Рис. А.Леонова и А.Соколова



Имя замечательного советского космонавта А. ЛЕОНОВА не нуждается в рекомендации. Первый космический художник рассказывает об увиденном вне Земли
.



Рис.Алексея Леонова

КОСМОС С НАТУРЫ


Алексей ЛЕОНОВ,
летчик-космонавт, Герой Советского Союза



К

аждый новый полет корабля, и тем более космонавта, в космическое пространство приносит на Землю огромный научно-исследовательский материал о природе космоса, о работе механизмов и приборов самого корабля. Ценное подспорье в представлении землян о космосе — кино и фото. Ленты последовательно, шаг за шагом фиксируют все происходящее во время полета. Так, нам вдвоем удалось снять целый фильм, получивший впоследствии название «В СКАФАНДРЕ НАД ПЛАНЕТОЙ». В нем много интересных своей документальностью кадров: выход человека из корабля, свободное перемещение его в пространстве, панорама земной поверхности, уже не ограниченная рамкой иллюминатора, ослепительное сияние попавшего в кадр солнца...

Ни одна фотография, ни один кинокадр не могут пока передать в полной мере того грандиозного, сверкающего великолепия красок, которыми космос поражает человеческий глаз. Живое человеческое восприятие космоса очень важно. Поэтому во время полета я сделал цветными карандашами набросок одной из многих космических зорь, которые пришлось нам увидеть. Позднее, на Земле, этот набросок лег в основу картины «Космическая заря». (Картина А. Леонова впервые была воспроизведена на цветной вкладке нашего журнала №10, 1965 г. — Прим. ред.)

Предельно насыщенная программа полета не оставляла времени для других зарисовок, поэтому следующие картины я рисовал под свежим впечатлением, по памяти.

Что можно сказать о красках космоса в целом? Они намного ярче, конкретнее земных, ближе к спектральным цветам. Ночная сторона Земли абсолютно черна, подобно окружающему пространству. Когда светит луна, различимы залитые ее голубовато-зеленым светом облака. Кроме того, очень хорошо видны города, похожие на остывающие костры.

Великолепен трехцветный ореол земной атмосферы, отделяющий планету от усыпанной звездами черноты окружающего пространства. Он складывается из трех основных цветов: красного — у поверхности Земли, затем последовательно палевого и голубого, переходящего через фиолетовый в черноту космического пространства. Обычно эти цвета плавно переходят один в другой, но в тот краткий отрезок времени, когда солнце выходит из-за горизонта, эти три цветных слоя становятся предельно конкретными, как бы очерченными карандашом. Именно в этот момент сочетание красок космоса наиболее ярко, эффектно. Чтобы передать эти цвета в рисунке, разрешающей способности обычных красок явно не хватает. Поэтому для более точного и убедительного воспроизведения зрительного ощущения этих цветов, видимо, закономерно применение специальных красок с повышенной отражательной способностью или люминесцентных красок. Очень эффектным был бы витраж на эту тему.

Краски дневной, освещенной солнцем стороны Земли почти подобны обычным, окружающим нас, «земным» цветам. Они только смягчены голубой вуалью атмосферы. Облака, почти белые, с голубыми полутонами и тенями от них на поверхности планеты выглядят объемно, материально. При незначительной облачности хорошо видны детали рельефа, складки гор, реки, леса, крупные города. Переход от Земли к окружающему пространству довольно четкий: от светлой, почти белой у горизонта поверхности планеты через голубой ореол атмосферы к фиолетовому и черному. Иногда этот ореол разбит на три резкие, светлые полосы — пояса яркости. Именно это состояние я и хотел передать на рисунке, который воспроизводится на цветной вкладке рядом.

Перечисленные рисунки только начало серии картин, в которых мне хочется обобщить свои наблюдения и впечатления за время полета. Сейчас я занят рисунком, показывающим, как работает космонавт в пространстве возле космического корабля.

БОГИ

Говорят, что богов придумали.

А я не верю.

Вот они, оперлись о кульманы.

Над столами скрестили перья.

Спорят, яростные, друг с другом

За объемы, веса и ватты

И устало бросают со стуком

Карандаш на небесные карты...

В канифоли шипят паяльники,

Тонких пальцев легки касанья —

Приготовились радиостранники

На далекие расстоянья.

Каждый малый кусок металла

Сохраняет ладоней тепло,

И живое дыханье впитало

Огнедышащее сопло...

Но в осанке величья нету,

Нет сиянья вокруг голов!

Даже там — при подъеме

в ракету —

И при крике над миром: «Готов!»

Он земным остается богом —

Работящим, и даже грешным,

И готовым к земным дорогам,

И привыкшим к путям небесным.

Пусть доказывают, что не было

На Земле пришельцев из космоса...

Мы на Вегу свалимся с неба —

Вот и все решенье вопроса!

Людмила ОВСЯННИКОВА