"Техника-молодежи" 1967 г №2, с.13


Стефан ЧИРПАНЛИЕВ (Болгария)

ПАРАБОЛА, ЭЛЛИПС, ГИПЕРБОЛА


О вдохновенья корабли, пора вам
Лечь в мирозданье звездными путями.
На контурах пылающих парабол
Светя субсветовыми скоростями.

Мерцающие эллипсы, привет вам!
Раскованно, рисково, дерзновенно
По вашим траекториям ракетным
Нам вырываться из земного плена.

Да здравствует горение гипербол,
Дрожащими рогами в звезды взвитых!
Они как мост между Землей и небом —
В ветрах галактик, в солнечных орбитах.


"Техника-молодежи" 1967 г №2, с.22-23


(отрывок из статьи "Готовность — наивысшая" — про оружие СССР)

СТАРТУЮЩИЕ С САМОЛЕТА

В истории развития ракетного оружия есть дата: 20 августа 1939 года. В этот день советские самолеты впервые в мире поднялись в воздух с новым оружием — неуправляемыми ракетами класса «воздух — воздух». В бою с японскими захватчиками в районе реки Халхин-Гол начала свою жизнь ракетоносная авиация. В 1942 году под Сталинградом наши летчики первыми использовали в массовом масштабе неуправляемые ракеты для поражения наземных целей. Так утверждал себя новый класс авиационного оружия, ракеты «воздух — поверхность».

Современные ракеты класса «воздух — поверхность» принято разделять на две группы — ракеты дальнего действия (стратегические), запускаемые с самолетов стратегической авиации, и ракеты ближнего действия (тактические), используемые обычно тактической авиацией. В свою очередь, группы подразделяются на семейства ракет, предназначенных поражать те или иные цели. Так, например, есть семейство ракет для уничтожения исключительно кораблей или радиолокационных станций.

Ракеты класса «воздух - поверхность» снабжаются воздушно-реактивными или ракетными двигателями. При выборе типа двигателя исходят прежде всего из дальности и траектории полета. Для ракет, высота полета которых не превышает 30 км, применимы оба типа двигателей. Однако для ракет большой дальности предпочитают воздушно-реактивные. Они обладают самыми высокими удельными импульсами и эффективной скоростью истечения (см. таблицу). Правда, необходимость обеспечить определенный скоростной напор воздуха несколько ограничивает диапазон высот и скоростей таких ракет.



Область применения различных видов реактивных двигателей.
Р

акетные двигатели при сравнительно небольшом собственном весе развивают огромную тягу. Их устанавливают на авиационных баллистических ракетах и ракетах малой дальности действия. Наиболее удобными, с точки зрения постоянной готовности к применению, считают ракетные двигатели на твердом топливе (РДТТ). Однако по ряду свойств жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) превосходят РДТТ. Вот почему ЖРД все же применяют на некоторых ракетах класса «воздух — поверхность».

Стратегическая авиация, а иногда и тактическая имеют на вооружении, помимо всего прочего, также ракеты с термоядерными и атомными боеголовками, мощностью в несколько мегатонн. Эти ракеты предназначены для нанесения ударов по неподвижным, хорошо прикрытым средствами ПВО объектам. Основной тактический прием применения таких ракет — пуск их с самолета вне зоны действия зенитных управляемых ракет и истребителей-перехватчиков ПВО. В силу этого аппаратура ракетного оружия такого типа отличается большой сложностью.

Стратегический самолет-ракетоносец запускает ракету по цели, не заходя в зону ПВО. Точность поражения цели обеспечивают комплекс навигационных приборов на самолете и инерциальная система управления ракеты. Эта система полностью автономна, но для того, чтобы наведение было точным, перед стартом в нее должны быть введены координаты места старта и цели. Координаты цели вводит штурман, устанавливая их на щитке приборной доски, а координаты места старта поступают на ракету автоматически с астронавигационной системы самолета.

После старта ракеты акселерометры измеряют ускорение в двух плоскостях. Напряжение, пропорциональное измеренным величинам, поступает на два последовательно включенных интегратора. Первый вычисляет скорость, а второй по ней — путь ракеты. Эти данные сравниваются с теми, которые перед стартом введены в запоминающее устройство. Если появляется несоответствие, счетно-решающее устройство вырабатывает корректирующий сигнал, который поступает на сервомеханизмы. Они с помощью органов управления возвращают ракету на заданную траекторию.

Однако в инерциальных системах во время полета ракеты все же накапливаются погрешности, и точность снижается. Поэтому в последнее время стали применять комбинированные системы — например, астроинерциальные. Они помехоустойчивы, их трудно обнаружить, и, что самое важное, работают значительно точнее инерциальных.

Большинство ракет, которыми оснащена тактическая авиация, наводится радиокомандными системами телеуправления. Эти системы связаны с автоматической системой управления огнем, расположенной на борту самолета.

В носовой части самолета установлен радиолокатор, который обнаруживает цель и наводит на нее ракеты. Летчику остается лишь нажать на кнопку «Пуск», запустить ракету и наблюдать за автоматическим наведением ее по световым отметкам на экране индикатора радиолокатора. Если же противник применяет активные помехи, летчик берет управление ракетой на себя.

Иногда пользуются телевизионным наведением на цель. На ракете установлена телекамера. Летчик хорошо видит цель на экране телевизора и может точно выбрать место нанесения удара. Это позволяет самолету-ракетоносителю сразу же после пуска ракеты совершить маневр, с тем чтобы уйти из-под удара средств ПВО.

Любая активная радиолокационная станция излучает мощные импульсы электромагнитной энергии. Это излучение может быть обнаружено и запеленговано радиотехническими устройствами. Установленные на ракете, они позволяют осуществлять самонаведение на работающий радиолокатор. Основной элемент системы самонаведения — пассивная радиолокационная головка.

Она измеряет угловое отклонение оси ракеты от цели и преобразует его в управляющий сигнал, который должен воздействовать на рули.

Таково ракетное вооружение современной стратегической и тактической авиации. На смену неповоротливому бомбардировщику пришел стремительный самолет-ракетоносец, способный наносить точные удары по объектам противника с дальних дистанций, не заходя в зону его противовоздушной обороны.

Инженер-полковник В. БОБРОВСКИЙ
Инженер-полковник О. ТЕЛЕНЬ