"Техника-молодежи" 1968 г №1, с. 12-13
Космические аппараты из орбите во время стыковки (снимок сделан с экрана телевизора). |
ВСТРЕЧА
В
КОСМОСЕ
Г. ХОЗИН, И. ЮДИН
И |
Прелюдия славы. Новый эксперимент советских ученых был совершен не на «голом месте». Вспомним 11 августа 1963 года. Планета рукоплескала полету Андрияна Николаева на «Востоке-3». В этот день еще никто не называл имени его «небесного брата». Вряд ли кто предполагал тогда, что ученые уже начали решение таких проблем, как взаимодействие космонавтов на орбите и выполнение общей программы полета двумя пилотируемыми кораблями. Но это произошло. Впервые в истории.
Когда корабль «Восток-3» завершал свой семнадцатый оборот вокруг Земли, с космодрома рванулась вверх мощная ракета, доставившая на орбиту «Восток-4». Используя самый сложный в техническом отношении способ сближения — сближение с выведения, советские ученые добились выдающегося результата. Космические корабли начали групповой полет, когда расстояние между ними было лишь немногим более 5 км. Космонавты А. Николаев и П. Попович могли видеть друг друга и в течение всего полета поддерживать двусторонний радиообмен.
«Высший пилотаж» в космосе. Групповой полет «Востоков» не единственное достижение, приблизившее эксперимент по автоматической стыковке. Советским ученым принадлежит приоритет в разработке средств широкого маневрирования в космическом пространстве. Всем памятны запуски аппаратов «Полет». Эти беспилотные аппараты были оснащены двигательными установками. Послушные воле человека, по командам с Земли они выполняли «фигуры космического пилотажа»: меняли высоту орбиты — апогей и перигей.
Выведение пассивного спутника в зону автоматической стыковки. | Поиск пассивного спутника. | Сближение активного спутника с пассивным. |
Но и это еще не все. Разве возможен был бы такой уникальный эксперимент без отличной связи с космическими аппаратами, без бортовых и наземных радиотехнических систем! Развитие автоматики и электронно-вычислительной техники — вот еще один немаловажный шаг к стыковке на орбите.
На орбите автомат и человек. Для физических, метеорологических и астрономических исследовании в космосе, для проведения продолжительных медико-биологических экспериментов нужны орбитальные станции большого веса и больших размеров. Чтобы вывести на орбиту такую махину, пришлось бы создавать ракеты-носители величиной с Останкинскую башню. В равной мере это относится и к пилотируемым кораблям.
Проще и надежнее строить орбитальные станции, космические лаборатории, межпланетные корабли прямо в космосе из отдельных блоков, которые будут доставляться с Земли сравнительно маломощными ракетами. При этом сборка (стыковка) аппаратов может происходить или с участием человека, или автоматически. В 1966 году американцы продемонстрировали стыковку с участием человека, который контролировал основные операции. Это, конечно, большое достижение, но овладение автоматической стыковкой открывает широкие и интересные перспективы перед космонавтикой. Отсутствие человека на борту упрощает и удешевляет конструкцию космического корабля — ведь вывод на орбиту искусственного спутника Земли каждого килограмма груза требует 50 кг начального веса ракеты-носителя (при полете к планетам это соотношение увеличивается еще больше). Нет космонавта — не нужна система жизнеобеспечения, менее жесткими становятся требования к допустимым перегрузкам, вибрации, температурным режимам, можно несколько (в разумных пределах, конечно) смягчить требования к надежности.
Кроме того, как утверждают медики, человек в космосе может допускать ошибки, чреватые серьезными последствиями. Причина тому — совершенно иная ориентирная обстановка. В космосе чрезвычайно сложно визуально контролировать стыковку: рассчитывать скорость сближения аппаратов, определять расстояние. Так, при сближении американского корабля «Джемини-4» со второй ступенью ракеты-носителя «Титан-II» космонавт Макдивитт визуально определил до нее расстояние в 120 м, тогда как в действительности было 600 м. Едва не окончилась плачевно стыковка «Джемини-8» с ракетой «Аджена». Правда, потом американцы снабдили корабли радиолокатором и другой аппаратурой.
Уже сейчас возможно предвидеть ситуации, когда приемлемой окажется автоматическая стыковка. С созданием обитаемых орбитальных станций (а это, по оценке зарубежных специалистов, произойдет в ближайшие десятилетия) понадобится снабжать их всем необходимым. Доставлять на них грузы смогут непилотируемые аппараты, способные осуществлять автоматическую стыковку.
А вот еще пример. Космический корабль потерпел аварию. Нужно срочно снять с него экипаж. Лучше всего, конечно, для этого использовать пустой спасательный аппарат, снабженный автоматической системой стыковки, который обнаружит поврежденный корабль, сблизится и произведет с ним стыковку. Экипажу останется только перебраться в него и вернуться на Землю.
Рис. В. Иванова | ||
Причаливание спутников. | Стыковка спутников. | Расстыковка спутников. |
Как же происходит автоматическая стыковка? При выводе на орбиты аппаратов, которым предстоит автоматически стыковаться, нужна очень высокая точность. Ибо система, предназначенная для стыковки, может начать работать лишь в том случае, если удаление аппаратов друг от друга не превышает определенных величин.
Расстояние между спутниками в момент вывода на орбиту «Космоса-188» (30 октября 1967 года) составляло около 24 км. Они оказались в пределах зоны действия автоматической системы. Сразу же начался процесс поиска. При этом «Космос-188» играл роль «мишени», а «Космос-186», запущенный тремя днями раньше, выступал в качестве «преследователя».
Активный спутник с помощью бортовых радиотехнических средств обнаружил спутник-мишень. В бортовое счетно-решающее устройство «Космоса-186» стали поступать данные о расстоянии до «Космоса-188», направлении линии визирования, относительной скорости обоих спутников.
Поиск на этом закончился, и началась операция по сближению. Счетно-решающее устройство рассчитало необходимое приращение скорости.
Параметры орбит | «Космос-186» | «Космос-188» |
Период обращения | 88,64 мин. | 88,97 мин. |
Минимальное удаление от Земли (перигей) | 180 км | 200 км |
Максимальное удаление от Земли (апогей) | 260 км | 276 км |
Наклонение плоскости орбиты к плоскости экватора | 51,68° | 51,68° |
Автоматические спутники «Космос-186» и «Космос-188» на конечном этапе сближения: 1 — стыковочные узлы; 2 — антенны поиска и самонаведения; 3 — солнечная батарея; 4 — антенны радиокомплекса. |
Активный спутник начал маневрировать. Он смещался в вертикальной и горизонтальной плоскостях, пока не оказался в непосредственной близости от спутника-мишени.
На последнем этапе сближения требуется поистине ювелирная точность маневров. Этот этап называют причаливанием. Он чем-то напоминает причаливание морских кораблей. Такое же плавное, медленное, осторожное.
Вот стыковочный узел активного спутника оказался точно против стыковочного узла пассивного спутника. Последнее движение, и «Космосы» жестко соединены друг с другом. С этого момента они представляют собой единое целое, могут осуществлять необходимые маневры.
Полет состыкованного комплекса продолжался 3,5 часа. После этого последовала команда с Земли и спутники разошлись. Сначала приземлился «Космос-186», а затем завершил полет и «Космос-188».
Значение этого эксперимента трудно переоценить. Автоматизация процессов сближения и стыковки позволит ускорить решение актуальных проблем космонавтики.