"Техника-молодежи" 1968 г №12, с.24, обл.4


ЛУННИК ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА РОДНУЮ ПЛАНЕТУ

Б

есценную информацию доставила на Землю автоматическая станция «Зонд-5», которая приводнилась 21 сентября 1968 года в Индийском океане. Впервые в мире советский космический аппарат, облетев Луну, успешно возвратился на родную планету со второй космической скоростью — около 11 тыс. м в секунду. Впервые специалисты могут потрогать руками, рассмотреть, изучить конструкцию, выдержавшую натиск 13-тысячеградусной жары и огромных перегрузок.

Космическая навигация, открытая в 1957 году полетом первого советского спутника, еще не знала такой изумительной точности полета. Ведь условия входа в земную атмосферу со скоростью 11 км/сек очень жесткие. К району посадки ведет коридор входа шириной всего 10-13 км. Сравните эти цифры с масштабом облетной траектории (расстояние до Луны составляет около 385 тыс. км), и вы почувствуете, какой поистине снайперской была точность движения «Зонда-5».

На рисунке можно видеть сравнительные размеры коридоров входа в атмосферы Земли, Марса, Титана. Первый из них — самый узкий. Отклонись «Зонд» к Земле, и на аппарат обрушатся недопустимые перегрузки, он сгорит в атмосфере. Попади он выше, и разреженная атмосфера не в силах будет погасить его стремительный разбег — аппарат выйдет на эллиптическую орбиту и еще долго будет кружить вокруг планеты.

При подходе к Земле, в конце семидневного победного полета, ученые провели коррекцию траектории «Зонда-5». Коррекция требовалась для того, чтобы обеспечить точный вход в атмосферу. И что же, скорость полета пришлось менять всего на 0,005%!

Полет по трассе Земля — Луна — Земля показал: возвращение летательных аппаратов со второй космической скоростью не только вполне реально, но и уже обеспечено созданием необходимых технических средств. Заслуга эта принадлежит советским лунных дел мастерам.

МАНЕВРЫ В ОРБИТАЛЬНОМ ПОЛЕТЕ

В

дни празднования полувекового юбилея комсомола просторы космоса бороздил новый, десятый по счету советский пилотируемый корабль «Союз-3». Летчик-космонавт, Герой Советского Союза полковник Георгий Тимофеевич Береговой выполнил сложнейшую, насыщенную до предела программу технических, медико-биологических и научных экспериментов.

Миллионы телезрителей в ходе полета стали свидетелями обстоятельного рассказа космонавта об устройстве просторного корабля, его кабины и смежного отсека, где Г. Т. Береговой отдыхал. Мы видели захватывающую картину: панораму Земли из иллюминатора «Союза-3». С помощью переносной телевизионной камеры космонавт показал очертания берегов и морей, облачный покров планеты.

Георгий Тимофеевич докладывал о своих наблюдениях звездного неба, снежного и облачного покрова Земли, ее дневного и сумеречного горизонтов. На 33-м витке он обнаружил три очага лесных пожаров, в районе экватора отчетливо видел грозовые явления. В корабле «Союз-3» предусмотрено большое количество иллюминаторов, и это создало отличные условия для наблюдений космонавта.

Главной же целью нового орбитального полета была отработка систем, обеспечивающих широкое маневрирование корабля в космическом пространстве. Начало этим экспериментам положили полет, сближение и автоматическая стыковка советских спутников «Космос-186» и «Космос-188», а затем — спутников «Космос-212» и «Космос-213». Автоматикой, способней перевести корабль с одной орбиты на другую, снабжен и «Союз-3». Новым элементом была отработка ручного управления при сближении космических аппаратов, выведенных на близкие орбиты.

Маневрирование в орбитальном полете можно сравнить с выполнением фигур высшего пилотажа на самолете. И тут и там требуются активное участие человека, его высокое искусство и мастерство. Но если маневры в космосе выполнял уже десятый пилотируемый советский корабль; то первые самолеты были далеки от возможности проделывать в небе головокружительные фигуры. Это наглядно демонстрирует общую закономерность — непрерывно ускоряющееся развитие техники.

В полете расстояние между «Союзом-3» и ранее выведенным на орбиту кораблем «Союз-2» составляло несколько километров, а относительная скорость их движения — около 17 м/сек. Радиосистема корабля, пилотируемого Г. Т. Береговым, провела поиск в пространстве аппарата «Союз-2». После его обнаружения начался процесс автоматического сближения. Когда расстояние между кораблями сократилось до 200 м, космонавт взял управление на себя. Он плавно приблизил свою машину к «Союзу-2». Относительная скорость аппаратов уменьшилась до нескольких десятых метра в секунду. После испытания системы ручного управления корабли продолжали полет по своим орбитам.

Космонавт столь же успешно провел и другие маневры. На 36-м витке он с помощью ручного управления менял ориентацию корабля в пространстве и включал бортовой двигатель. Затем он сориентировал «Союз-3» солнечными батареями на Солнце и стабилизировал его в этом положении.

Маневрирование — универсальная операция в технике космических полетов. Перспективы ее будущих применений широчайшие. Без нее невозможна сборка орбитальных станций, их снабжение и смена экипажей, техническое обслуживание будущих сложных спутников хозяйственного назначения, аварийно-спасательные работы на орбитах. Вот почему так велико значение эксперимента, который столь блестяще выполнил Георгий Тимофеевич Береговой на космическом корабле «Союз-3».



Рис. А.Леонова