"Техника-молодежи" 1968 г №9, вкл, с.5-6.
В |
«Язык чертежа, графики, фотографии занимает все большее место в научной, технической и популярной литературе. Но чертежи, графика и фото могут передавать только уже осуществленные вещи или, во всяком случае, достаточно точно разработанные. Смелая научная фантазия, широчайшие горизонты науки и техники, уже вырисовывающиеся перед нашим умственным взором, не могут быть переданы подобными изобразительными средствами. Даже схематический чертеж требует полной ясности целого ряда деталей. А именно детали многих заманчивых проблем еще скрываются во мгле будущего.
Иначе обстоит дело, если мы вместо точных методов изображения изберем художественные приемы и постараемся (передать пока еще смутно предчувствуемые победы будущего языком искусства, языком, для которого не столько важны детали, сколько общее синтетическое содержание и целеустремленность».
С тех пор прошла почти треть века. Тридцатые годы для науки и техники сегодняшнего дня уже стали историей. А чтобы научное предвидение могло быть реализовано, требуется определенный исторический период. Через расстояние в треть века мы обращаемся к научно-художественным картинам и очеркам профессора Г. И. Покровского с чувством взволнованного любопытства, желая сверить предсказания ученого и действительность наших дней.
Целую треть века сотрудничает в журнале доктор технических наук профессор Георгий Иосифович ПОКРОВСКИЙ. Многие статьи и рисунки ученого выполнены в интересном и редком жанре научно-художественной прогностики. Прогностикой, или футурологией, называют методы, которые позволяют делать достаточно обоснованные предсказания на будущее в области науки, техники, социальных явлений и т. д. Работы футурологов, как правило, опираются на статистический материал, используют средства математического анализа. Но картины профессора Г. Покровского, так же как и космонавта А. Леонова, художника-фантаста А. Соколова, открывают нам окно в будущее языком искусства. И в этом их особенная привлекательность. Одну из своих последних работ — ее вы видите на цветной вкладке — профессор Г. Покровский назвал «Институт на орбите». Внимание ученого привлекают особенности будущей космической архитектуры. Ведь при создании орбитальных сооружений, имеющих значительные размеры, надо будет учитывать структуру силового поля тяготения, в частности, так называемые приливо-образующие силы, линии действия которых — гиперболические кривые. Вот почему опорным частям конструкции придана именно эта форма. Междуэтажные перекрытия представляют собой систему гипербол, перпендикулярных опорам. Большая ось здания, построенного по такому принципу, должна быть направлена по линии, проходящей через центр Земли. Будущее, возможно, не столь отдаленное, покажет, насколько перспективна идея гиперболических сооружений в космосе. |
Космическая ракета готова к полету. Отдаются последние команды. Летчик прощается с товарищами. Сцена проводов космонавта носит строгий, торжественный характер. Автор подчеркивает: чем совершеннее техника, тем более четкой и выдержанной дисциплины требует она от людей. Как знакома нам эта картина! И только рельсы стартовой установки да горизонтальное положение корабля говорят о том, что рисунок сделан в 30-е годы. Он выполнен Г. И. Покровским как иллюстрация к статье «Полет на ракете» («Техника — молодежи» № 2-3 за 1936 г.).
На другом рисунке изображен огромный радиотелескоп с вращающимся параболическим зеркалом. Установка предназначена для связи с кораблем во время космического полета. В пояснении автор указывает, что направленная (радиорелейная) связь в космосе может быть обеспечена на очень больших расстояниях. Все это в наши дни уже реализовано. Есть и картина завершающего этапа рейса к звездам — посадка космического корабля в океане.
Вот статья «Ракетный вокзал» (№ 11—12 журнала за 1937 г.). Речь в ней идет об использовании межконтинентальных ракет для сверхскоростной доставки людей и грузов. Отмечена необходимость широкой автоматизации при управлении полетом. Ракета движется по световому каналу — ее ведут по траектории три сверхмощных прожектора. А на одной из иллюстраций изображен памятник космонавту, впервые совершившему выход в открытый космос. У астронавта — небольшие реактивные двигатели для самостоятельного маневрирования в условиях невесомости.
Изотопическая пушка — так назвал Г. И. Покровский установку, в которой протекает термоядерная реакция (№ 1 за 1935 г.). Подобной установки пока нет, но ведь и автор указал более длительный срок для решения проблемы: 62-й год после Великой Октябрьской социалистической революции. Реализована другая идея, выдвинутая в той же статье, — идея о саморазвивающейся взрывной ядерной реакции. Ученый подчеркивает опасное влияние радиоактивных продуктов, возникающих после взрыва, и, чтобы исключить их прорыв в атмосферу, переносит опыты под землю. Один из рисунков изображает атомный двигатель, созданный для применения на самолете.
Серия статей с иллюстрациями автора посвящена будущему военной техники: «Энергия в наступлении и обороне» (№ 7 за 1936 г.), «Луч поражает врага» (№10 за 1936 г.), «Лучи смерти» (№ 6 за 1936 г,). На одной из картин — боевой морской корабль, стреляющий ракетой (автор именует ее «авиаторпедой»). Полетом ракеты управляют поворотные параболические антенны. На другой иллюстрации — преследование самолета противника двумя самонаводящимися снарядами.
Термин «пневматическая архитектура» возник недавно. Но мысль о будущем пленочных зданий, наполняемых сжатым воздухом, мы находим в статье «Тонкие пленки» (№ 2—3 за 1936 г.). Эта работа тоже принадлежит перу профессора Г. И. Покровского. Ученый предсказал и появление нагревателей, в которых солнечная теплота перехватывается в установках, изолированных многослойными пленками. Такие нагреватели действительно строились, хотя и в небольших масштабах. А проект тонкопленочных плотин — регуляторов океанских течений и сейчас остается увлекательным прогнозом.
На протяжении трети века доктор технических наук профессор Георгий Иосифович Покровский радует читателей журнала смелыми научно-техническими решениями, опережающими время.
Мы гордимся тем, что творческая судьба удивительно разностороннего ученого, талантливого художника, члена редколлегии «Техники — молодежи» связана с нашим журналом.
В ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЕОРГИЯ ИОСИФОВИЧА МЫ ГОРЯЧО ПОЗДРАВЛЯЕМ НАШЕГО ДРУГА И ЖЕЛАЕМ ЕМУ ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ И НОВЫХ ТВОРЧЕСКИХ ВЗЛЕТОВ. ПУСТЬ УСТРЕМЛЕННЫЙ В БУДУЩЕЕ МОЛОДОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ ВЕЧНОГО ИСКАТЕЛЯ СНОВА И СНОВА РАДУЕТ ТЕХ, В ЧЬИХ РУКАХ СУДЬБА ГРЯДУЩИХ СВЕРШЕНИЙ ТЕХНИКИ.