"Техника-молодежи" 1969 г №4, с.16-18


ОГЛЯНИСЬ В ИЗУМЛЕНЬЕ

Три советских испытателя провели год в кабине ,,земного звездолета". Подобные опыты привлекают наше внимание к границам человеческих возможностей.


В. ОРЛОВ


Рис. К. Кудряшова



На снимке — не арктический зимовщик и не выздоравливающий после хирургической операции. Идет опыт по сенсорной изоляции, то есть отключению человека от источников ощущений и восприятий. Обстановку таких экспериментов демонстрируют Бип-Бип и Любознайкин. Сначала Бип-Бип натянул на себя изолирующие доспехи, затем погрузился в ванну с водой.

А Любознайкин занят тем, чтобы никакие звуки и шумы, лучи света, вибрации не проникли к испытуемому.

— О

ранжерея была введена в действие не с самого начала эксперимента. Когда дверь в нее открылась, что вы стали делать?

— Бегать по узкому коридору между стеллажами. Эту несколько неожиданную реакцию можно понять, если учесть, что жилой отсек имел площадь всего 12 квадратных метров. Здесь же находились три спальных места, расположенных друг над другом, холодильник, камбуз, туалет, пульт «бортового врача», велосипед-тренажер, а также многочисленное научное оборудование.

Так ответил на вопрос журналистов руководитель экипажа «земного звездолета» Герман Мановцев.

А вот как во время одного из зарубежных опытов вели себя люди, погруженные в резервуар с водой. Изолированные не только от звука и света, но и от ощущения какой-либо опоры, они стали испытывать острую потребность в движениях. Испытуемые колотили по стенкам экспериментального бокса, подергивали мышцами в воде, подражали движениям пловцов. Люди выдерживали пребывание в воде не более двух суток.

Легендарный Антей восстанавливал свои силы, прикасаясь к земле. Будущим звездолетчикам ее заменит турник.

Тайная мудрость организма

Человек отправляется в космос. Требования к «параметрам» его организма довольно жесткие. Однако медики и биологи знают и другое: потенциальные возможности человека исключительно велики. Особенно — органов чувств, их резервы поистине неисчерпаемы.

Ольга Скороходова ослепла и оглохла в пятилетнем возрасте. И вот перед нами рассказ очевидца:

«Ольга Скороходова подняла голову, улыбнулась и сказала: «Пришла Наталья Павловна». Ее собеседники удивленно переглянулись: откуда она взяла? Никого нет... Но вот за дверью послышались шаги, дверь отворилась, и вошла действительно Наталья Павловна. Мы, зрячие и хорошо слышащие, ничего не видели и не слышали, а слепо-глухая узнала вошедшего на расстоянии. Объяснить это могла только необыкновенно развитая вибрационная чувствительность Ольги Скороходовой».

Чтению вибраций можно научиться. Человек способен различать, какой из трех вибраторов, приложенных к груди — правый, центральный или левый, — дает сигнал. Раздражения можно дифференцировать по трем степеням интенсивности и трем степеням длительности, наименьшая из которых равна всего лишь одной десятой секунды. Один из участников опыта выучил код за 30 час. и еще 35 потратил на тренировку. В результате он с точностью 90% принимал предложения, передававшиеся ему со скоростью 38 пятибуквенных слов в минуту. Радист, хорошо владеющий азбукой Морзе, ведет прием в 1,5 раза медленнее.

Некоторые люди могут видеть без экрана в темноте внутренности человека, просвечиваемого рентгеновскими лучами. А однажды группа специалистов устроила проверку технику, который без всяких счетчиков, прямо на ощупь определял... радиоактивность. Испытуемому предложили среди 12 абсолютно одинаковых металлических цилиндров узнать один — с радиоактивным цезием. Быстро ощупав цилиндры, техник безошибочно указал на тот, что давал излучение. Способность эта выработалась постепенно (по роду службы технику приходилось опасаться радиоактивности).

Способности, как и мускулы, растут при тренировке, говорил академик В. А. Обручев. Опытные шлифовальщики видят просвет в 0,0005 мм, а нетренированный человек — только до 0,01 мм. Колориметристы и текстильщики иногда различают несколько тысяч цветных тонов и до 40 оттенков одного только черного цвета. Хорошие специалисты определяют выделку ткани, не прибегая к осязанию, только потерев материал палочкой. Им достаточно прикосновения длительностью 0,03 сек., чтобы уверенно выявить все качества ткани.

Ороговевшие, мертвые клетки наружного слоя кожи уменьшают чувствительность кончиков пальцев. Поэтому исследователи-экспериментаторы, как, впрочем, и взломщики замков, иногда удаляют этот слой с помощью наждачной бумаги. Ощутив неслышную вибрацию металлического тумблера замка, можно разгадать кодовую комбинацию сейфа. По части профессиональных рекордов не отстают и детективы. Устами Шерлока Холмса Конан-Дойль требовал от хорошего сыщика умения опознавать не менее 75 различных запахов.

Потенциал возможностей, отпущенных нам природой, значительно больше, чем мы обычно думаем. Но в чем тайна этой мудрости человеческого организма? Скорее всего мудрость эта досталась нам в наследство от прошлых поколений и даже от животных предков. Ведь наше тело генетически связано с существами, жившими на протяжении всего необъятного геологического времени. Многие из них свободно воспринимали информацию в диапазонах, далеко отстоящих от привычных для современного человека пределов. Генетическая связь позволяет неожиданно прорываться в область, казалось бы, навсегда утраченных способностей.

В отличие от тела разум должен всегда начинать с самого начала, осваивая премудрости мира лишь на протяжении достаточно короткой индивидуальной жизни.

Джонни, это ты съел виноград?

Подчас мы сетуем на житейскую суету. Но утверждать, будто калейдоскоп впечатлений только плох, поспешно и несправедливо. Когда на человека действует множество реальных раздражителей, воображение не слишком заявляет о себе. А в условиях изоляции и одиночества яркость мысленных образов, воспоминаний резко усиливается. Испытуемый, погруженный в резервуар с водой, неожиданно увидел перед собой поле, усеянное ядовитыми грибами, на шляпке одного из них «ярко сверкал солнечный блик». Другой участник опыта слышал лай собак, третий — ощущал капли, якобы падающие на него, четвертому казалось, будто он играет в волейбол. Это вызывало беспокойство, страх.

Задолго до появления камер тишины психологи описали подобные феномены, назвав их эйдетическими. Слуховые и зрительные представления такого рода достигают яркости и убедительности реальных восприятий. Некто побывавший в кораблекрушении рассказывал:

«Уже в продолжение четырех часов я одиноко носился по волнам; ни один человеческий звук не мог коснуться моего уха. Вдруг я услышал произнесенный голосом моей матери вопрос: «Джонни, это ты съел виноград, приготовленный для твоей сестры?» За тридцать лет до этого момента, будучи тогда одиннадцатилетним мальчишкой, я съел тайком пару виноградных кистей, назначенных матерью для моей больной сестры. И вот на краю погибели я внезапно услышал голос моей матери и тот самый вопрос, который был обращен ко мне за тридцать лет перед тем. В последние двадцать лет моей жизни, как я положительно могу утверждать, мне ни единого раза не приходилось вспоминать о моей ребяческой проделке».

Нередко, когда человек попадает в необычную и опасную ситуацию, переживая испуг, страх или ужас, вереницы мыслей и ярких образов молнией проносятся в его мозгу. Как гласит пословица: «Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает».

Но в необычные, предельно опасные условия человек может попасть и сидя на весьма прочном стуле. Перенапряжение творчества, тяжкий умственный труд — только он рождает состояния озарения. Сказочник Гофман, чтобы избавиться от страха, который у него вызывали яркие зрительные образы, просил жену оставаться с ним во время работы. Бетховена буквально преследовала музыка. Великий композитор спасался от этого наваждения, выплескивая на голову ушат холодной воды.

А вот как говорит о своем творчестве один из современных исследователей: «Все мои новые идеи, из которых большинство реализовано в жизни, появляются у меня в состоянии непонятного возбуждения и напряжения. Я чувствую тогда вместе с этими приступами возбуждения необычайную концентрацию конструктивных идей и образов, до того очевидно ясных по своей простоте, по гармоничности всего целого с деталями, что делается страшно, напряженно и в то же время радостно... На время я забываю весь мир, промежутки дня и ночи сглаживаются, я не знаю усталости неделями, иногда месяцами».

Человек, работающий так, балансирует на грани дозволенного природой.

При сильном переутомлении, нарушении высшей нервной деятельности эйдетические представления могут перейти в иллюзии и галлюцинации. И тогда вместо нетленных ценностей рождаются лишь болезненные химеры.

Кстати, галлюцинации и кошмары возникали и в условиях достаточно полной изоляции от внешних впечатлений. Участники опыта, одетые в мягкие, неощутимые для тела комбинезоны, лежали, неподвижно вытянувшись, на идеально упругих тюфяках. На руках — пуховые перчатки, ноги укутаны в толстые шерстяные носки, на голове — шлем, прижимающий к ушам тампоны из пенорезины, на глазах — светонепроницаемые очки. Коробки не дают шевельнуть ни рукой, ни ногой. Кормили испытуемых по первому требованию.

Кое-кто отказался от опыта уже через 5 час. Наиболее стойкие продержались 72 часа, но в каком состоянии они очутились!

Подопытные не могли сконцентрировать внимание на заданной теме. Очень скоро они стали жертвой невыразимого ужаса. Затем потеряли ощущение времени. Наконец, изменилось впечатление о собственном теле: голова казалась или непомерно большой, или слишком маленькой. Представлялось, что она отделена от туловища. Если вначале некоторые погружались в сон, наполненный кошмарами, то потом наступала абсолютная бессонница. Люди постепенно теряли аппетит.

А у тех, кто проходил испытания в резервуаре с водой, восприятие было иллюзорным. Какое-то время для них не существовало прямых линий, треугольник расплывался в круг и т. п. Мысли быстрее приходили в голову, но люди не могли сосредоточиться.

А исследователь, искавший «звездные часы» творчества в состоянии экстатического возбуждения и напряжения? Он так закончил свой рассказ: «Эти приступы у меня бывают не часто. А время от времени я чувствую непреодолимый мрак на душе и страх. Тогда я не могу работать. Тогда я сажусь в вагон или на пароход и еду сам не знаю куда. И очнусь потом в незнакомом мне городе...»

Так что не будем торопиться и порицать базар житейской суеты. В кипении повседневных, реальных и, по возможности, новых впечатлений мы находим хороший противовес необузданности нашей фантазии. Состояния, о которых рассказал исследователь, конечно, исключительные, предельные. Но исключение часто помогает лучше понять правило. Известно: многие математики, физики-теоретики, люди умственного труда, работающие над абстрактными проблемами, — заядлые альпинисты, любители трудных туристских маршрутов. Вероятно, яркость и новизна впечатлений, полученных во время восхождений и походов, помогают им компенсировать интеллектуальный «перегрев» от усилий отвлеченной мысли.

Дверь, ведущая в подсознательное

В одном из опытов, поставленных советскими психологами, испытуемый на десятые сутки пребывания в сурдокамере почувствовал, будто у него за спиной находится человек. Это восприятие не опиралось ни на зрительные, ни на слуховые ощущения. Да и сам участник опыта понимал, что в камере никого, кроме него, нет и не может быть. Однако отделаться от необычного и неприятного чувства не мог.

И тогда ученые обратили внимание на вентиляционную.......


далее тема уходит столь далеко от космоса (пределы жизнестойкости), что я решил далее не сканить. А всё же любопытный контраст для советского журнала: на одной и той же странице статья академика Парина с его определением экспериментов в соляном растворе — Такие опыты противоречат основным принципам гуманизма, — и тут же два символа журнала ТМ ставят этот негуманный опыт... И вспоминается лемовский пилот Пиркс с его рекордным испытанием в такой же ванне... — Хл.