"Техника-молодежи" 1969 г №4, с.2, 15
НАШИ АВТОРЫ Крупнейший советский специалист в области космической биологии и медицины академик В В. ПАРИН рассказывает о резервах человеческой энергии и работоспособности. |
— Ч |
— Со времени исторического полета Ю. А. . Гагарина прошло восемь лет. А как много нового за эти годы стало известно ученым о возможностях человеческого организма! И вот главный итог: запас сил человека, оказывается, гораздо больше, чем мы считали до начала космической эры.
Нам было отчего проводить переоценку ценностей в подходе к отбору будущих космонавтов. Ведь вначале очень немногих, даже летчиков, медицинская комиссия допускала к тренировкам. Малейшие физиологические отклонения могли послужить причиной отказа. Сегодня мы считаем такой подход определенной перестраховкой. Но она была неизбежной: четкого представления о воздействии космоса на человеческий организм еще не было. Опыты с животными давали известную аналогию, но полагаться на нее во всем, разумеется, не приходилось.
Теперь положение изменилось. Пределы возможных отклонений от нормы стали намного яснее. Расширились возрастные рамки для космонавтов. Создана новая методика отбора и тренировок, врачи стали работать увереннее.
Не будем забывать, что как науки биология и медицина возникли из двух основных человеческих потребностей — производить продукты питания и бороться с болезнями. Выявление признаков здоровья в течение столетий оставалось за пределом внимания ученых. Лишь формирование спортивной, морской, авиационной, наконец, космической медицины поставило эту проблему во весь рост. И что же: всестороннее уяснение того, что именуют нормой, оказалось далеко не простой задачей. Составлять врачебную характеристику на «абсолютно здорового пациента» сегодня мы еще далеко не закончили.
Успешно решается задача соединения космонавтов в такой рабочий коллектив, который обеспечил бы наибольший успех действий группы в целом. Вот почему мы отказались от изолированных индивидуальных исследований и перешли к методам так называемой групповой психологии. Она пользуется понятиями тактики и стратегии взаимосвязанной деятельности, дает сравнительную оценку разных экипажей по быстродействию. Эксперименты с длительной работой испытателей в герметично замкнутом помещении показывают: успех определяется общностью цели всех членов коллектива при четком распределении обязанностей между ними.
— В СТРЕМЛЕНИИ ВЫЯВИТЬ ПРЕДЕЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НЕКОТОРЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ СТАВЯТ ОПЫТЫ, КОТОРЫЕ ИНАЧЕ КАК ЖЕСТОКИМИ НЕ НАЗОВЕШЬ. ЭТО, НАПРИМЕР, ИСПЫТАНИЯ ПОЛНОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ВСЕХ ИСТОЧНИКОВ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЙ. ЕСТЬ ЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ В ПОДОБНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ?
— Такие опыты противоречат основным принципам гуманизма. Да и необходимости в жестоких экспериментах, ведущих к психическим расстройствам, нет. В космосе человека ожидает напряженная деятельность, связанная отнюдь не с недостатком, а скорее с избытком поступающей информации.
— ИЗМЕНЯЕТСЯ ЛИ В КОСМОСЕ ДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ?
— Да, и очень заметно. В невесомости надо проявлять повышенную осторожность к приему самых безобидных лекарств. Вместо пользы они могут принести вред. Ведь за время длительного космического рейса изменяется и сопротивляемость организма и действие микровозбудителей болезни. Некоторые микробы из безобидных спутников человека в новых условиях способны превратиться в болезнетворных.
Резерпин — хорошее средство от гипертонической болезни. Но опыты с животными на центрифугах показали: при перегрузках та же доза резерпина становится смертельной для организма. Интересны результаты эксперимента, проведенного на искусственном спутнике «Космос-110». Там впервые была предпринята попытка регулировать сердечно-сосудистую деятельность у животного лекарственными средствами. Ведутся работы по изучению фармакологических препаратов, которые повышают устойчивость к воздействию солнечной радиации. Интересно и перспективно выявление средств, повышающих психическую и физическую работоспособность человека в условиях длительной напряженной деятельности. Ведь именно такова обстановка многодневного космического полета.
— В ПРОШЛОМ ГОДУ АКАДЕМИК Г. М. ФРАНК ПИСАЛ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ О МАШИННЫХ ЛАБОРАНТАХ. РЕЧЬ ШЛА ОБ АВТОМАТАХ — АНАЛИЗАТОРАХ БИОЛОГИЧЕСКИХ МИКРООБЪЕКТОВ. КАКИЕ ЗАДАЧИ ПОБУЖДАЮТ ПРИБЕГАТЬ К АВТОМАТИКЕ В КОСМИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ?
— Таких задач по меньшей мере три. Во-первых, машины, в том числе и вычислительные, нужны для программирования различных этапов медицинских опытов и наблюдений, для своевременного включения и выключения необходимых датчиков, передающих цепей и т. п.
Во-вторых, автоматика способна помочь бортовому врачу и медицинскому персоналу на Земле оперативно ставить диагноз, но не болезни, а состояния членов космического экипажа. Обобщая данные многочисленных осциллограмм, бортовая вычислительная машина может быстро, непосредственно в ходе регистрации выдавать в сжатом виде конечный результат — сигналы о том, выходят ли параметры организма за допустимые пределы.
В-третьих, машине можно поручить не только врачебный контроль, но и включение систем срочной медицинской помощи космонавту. Автомат заранее, до наступления у человека нежелательного состояния, способен усилить подачу кислорода, активизировать поглощение углекислоты, снизить, если необходимо, температуру в кабине и т. д.
Исследования по космической биологии и медицине не замкнуты в себе, они ускоряют техническое перевооружение наших клиник. От этого выиграют десятки тысяч пациентов, жизнь которых может быть спасена благодаря успехам космонавтики.
— ОБРАБОТКА МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ НА БОРТОВОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНЕ — ПРОБЛЕМА МАГИСТРАЛЬНАЯ. А НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ НАЗВАТЬ СУГУБО БУДНИЧНУЮ, КАЗАЛОСЬ БЫ, МАЛОПЕРСПЕКТИВНУЮ ЗАДАЧУ, КОТОРУЮ СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ КОСМИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ ЗАСТАВИЛИ ЗАСВЕРКАТЬ НОВЫМИ КРАСКАМИ?
— Пожалуйста. Вот, к примеру, измерение пульса у космонавтов. Оно проводилось во всех пилотируемых полетах, начиная с самых первых. Казалось бы, здесь давно все изучено и ничего, кроме сведений о ритме сердечных сокращений, из регистрации пульса извлечь нельзя. Однако математическими методами автокорреляционного и спектрального анализа удалось доказать, что продолжительность сердечного цикла зависит от других физиологических механизмов — в частности, от состояния вегетативной и центральной нервной системы. Так математика открыла пути извлечения важной дополнительной информации из привычного, «будничного» показателя — частоты пульса.
Цель космической медицины — сделать совершенно безопасными любые виды научной, экспериментальной и производственной деятельности на борту космического корабля или орбитальной станции. Результаты, уже полученные и получаемые на этом пути, важны не только для будущих межпланетных полетов, но и для практики народного здравоохранения.