"Техника-молодежи" 1969 г №8, обл, с.16, 18, 28, 31, обл-4


ОЖИДАНИЕ СТАРТА

Нам долгий отдых дан календарем
Упрямого движения планеты
Урвать себе хотя б кусочек лета
Из будней, уходящих день за днем.

Пустыми прибывают поезда,
Пустыми ТУ являются из выси,
Есть время сну и сочиненью писем
В те дни, когда нам не видна звезда

Есть время для прогулок при луне
Когда любое сказанное слово
Весомо и до удивленья ново
Мое, но словно взятое извне.

Слова не исчезают без следа.
Вот-вот звезда опять зажжется

тускло,

Ознаменуя разрешенье пуска,
Но что-то изменилось навсегда.

Вадим ФАДИН, инженер

Москва


В

1900 году русский физик П. Лебедев опытным путем доказал, что свет способен оказывать давление на тела. А четверть века спустя советский ученый Ф. Цандер высказал интересную идею — использовать «солнечный ветер» для движения космическим яхт. К аппарату прикрепляют парус — проволочный каркас, обшитый листами алюминия — площадью около 100 000 м2. Мельчайшие частицы света — фотоны ударяются о зеркальную поверхность паруса и отражаются от него. Возникает сила реактивной отдачи, и корабль весом почти в тонну получает ускорение, которое, по подсчетам ученого, составит 0,2 мм/сек2. Если же металлический щит заменить более легкой и современной конструицией, например парусом из полимерной пленки, скорость яхты Цандера возросла бы в десятки раз.

Итак, представим себе путешествие к Венере. С Земли запускается пилотируемая ракета. В ее контейнере упакован тончайший парус толщиной в десятые доли микрона. Материал покрыт алюминием и обладает достаточно высокой отражающей способностью. При выходе на околоземную орбиту контейнер автоматически открывается, и за бортом ракеты распускается огромный серебристый «грот».

Правда, «солнечный муссон» тек слаб, что «грот» наполняется только зa... две-три минуты. Совсем не похоже на тугой от ветра кливер яхты.

Чтобы избавиться от притяжения Земли, нужно набрать вторую космическую скорость. Пилот приступает к несложному маневру — регулируя длину «шкотов», он периодически меняет положение гибкого зеркала в пространстве. Когда солнечные лучи направлены навстречу кораблю, парус должен сворачиваться (или ставиться ребром к Солнцу). Получая небольшую порцию тяги на каждом витке, аппарат постепенно отдалится от Земли по раскручивающейся спирали. Став спутником Солнца, он приближается к Венере. С помощью паруса космическая яхта постепенно гасит скорость. «Падая» на Солнце, она в конце концов попадет в зону притяжения Венеры и выйдет на ее орбиту. После выполнения научных исследований яхта, двигаясь по спирали вокруг облачной планеты, вновь набирает скорость и уплывеет «на всех парусах» к Земле.

Разумеется, управлять звездным парусником можно и другими, более совершенными способами. Незаурядную изобретательность проявил космоплаватель Джинн — герой фвитестического романа французского писателя Пьера Буля «Планета обезьяня. «На сферическом парусе его кораблика. — пишет П. Буль, — располагалось множество черных шторок, которые сворачивались или разворачивались по воле рулевого; при каждом таком маневре отражающая способность определенных секций паруса менялась, и одновременно менялось нвправление равнодействующих сил световых потоков. Кроме того, эластичная сфера-парус могла по команде растягиваться или сокращаться: так, если Джинн хотел ускорить ход, он увеличивал диаметр оболочки до предела, тогда огромная площадь паруса вздувалась под напором световых потоков и яхта устремлялась в глубь вселенной с безумной скоростью. Если же Джинн хотел замедлить ход, он нажимал другую кнопку. Сферический парус сжимался настолько, что в кабине можно было сидеть, лишь тесно прижавшись друг к другу. Давление световых лучей почти не влияло на крохотный шарик, и, предоставленный самому себе, он словно повисал в пустоте на незримой нити».

Кроме длительных межпланетных полетов, солнечные паруса пригодны и для вспомогательных космических работ: стабилизации спутников на орбите, переводе их с одной орбиты на другую, для разгона космических кореблей, потерпевших аварию, для транспортировки грузов. Однако не надо забывать — все зто возможно осуществить лишь вблизи Солнца. Уже за поясом астероидов (между Марсом и Юпитером) наступает мертвый штиль (по сравнению с ревущими сороковыми широтами Меркурия). В безветренных областях космоса, по-видимому, придется установить вентиляторы — гигантские лазерные установки. Они будут обдувать пролетающие корабли мощным световым потоком. (Вот реальный пример того, как энергия может передаваться на огромные расстояния без проводов.)

Во многих странах мире конструируют межпланетные вхты: ведь солнечный парус — простейший из космических движителей. Проводятся эксперименты и с будущей парусиной — пластмассовыми пленками. (Все остальные компоненты для создания аппарата имеются уже сегодня, остается лишь разработать систему запуска и наметить задачу такого полета.) Материал должен обладать поистине уникальными свойстввми. Если парус будет отражать практически весь падающий на него солнечный свет, то температура пленки снизится почти до абсолютного нуля. Причина тому — излучение с теневой поверхности. Следовательно, «парусина» должна не бояться сверхнизких температур. Не говоря уже о других возможных опасностях: интенсивной космической радиации, абразивном воздействии космической пыли и метеоритов, постепенном испарении материала в условиях глубокого вакуума.

Пока такой «универсум» не удалось получить, и межпланетные парусники летают лишь на страницах научно-фантастических книг. Но развитие современной химии настолько стремительно, что, возможно, в ближайшие годы рецепт необычного материале будет найден. И тогда космические яхтсмены смогут осуществить свою мечту — поднять «кливер» при солнечном ветре.

К 1-й стр. обложки журнвла

Ю. ФЕДОРОВ, инженер

ЗОЛОТЫЕ ЯБЛОКИ СОЛНЦА

Р

ИСУНОК НА 4-й СТРАНИЦЕ ОБЛОЖКИ журнала, возможно, заставит вас искать в номере научно-фантастический рассказ. О неведомой планете, закованной в панцирь, о гигантских дорогах и куполообразных сооружениях, о безумной толпе, гонимой черным взрывом, и странном задумчивом человеке, об истукане, в ужасе воздевшем беспомощные руки — такие же мертвые и страшные, как и скелеты зданий над ним...

Не ищите на страницах журнала рассказ об этом. Его там нет. Он весь в рисунке художника.

«...Обнаженный человек на пустынной северной тропе увидел, как в дерево ударила молния. Его племя бежало в ужасе, а он голыми руками схватил, обжигаясь, головню и, защищая ее телом от дождя, торжествующе ринулся к своей пещере, где, пронзительно рассмеявшись, швырнул головню в кучу сухих листьев и даровал своим соплеменникам лето... Так огонь стал достоянием людей...»

«И вот сегодня мы снова на тропе... тянем руку за драгоценным газом и вакуумом, за горстью пламени иного рода...»

Может быть, об этом задумался человек с планетой в руках, повторив ход мыслей героя рассказа Р. Брэдбери «Золотые яблоки Солнца» — командира корабля, летящего к нашей звезде?

«Он повернулся к манипулятору огромной чаши, сунул руки в перчатки дистанционного управления. Одно движение кисти, и из недр корабля вытянулась исполинская рука с гигантскими пальцами... погрузила «Золотую чашу» в пылающую топку, в бестелесное тело, в бесплотную плоть Солнца...»

Все это не фантастика — все это уже было. Человек не летал к Солнцу — он зачерпнул чашу звездного пламени здесь, на Земле. Но не «даровал своим соплеменникам лето», а опрокинул над ними эту чашу. Золотые яблоки Солнца обернулись атомными кострами. Звездный ветер разбросал волосы женщин, но это был ветер смерти. Звездный огонь выжег на камне силуэт человека, но это был огонь-убийца. Звездный свет ворвался в жилища людей, но этот свет принес увидевшим его вечную тьму...

О чем же думает человек с планетой в руках? О живом клубке событий и судеб, вобравшем в себя прошлое, настоящее и будущее землян? Или видится ему новый дом человечества, под единой «крышей» — грандиозной сферой? Покоренный климат... Магистрали, связавшие континенты... Заводы-автоматы... И Гомо Сапиенс — Человек Разумный, дважды победивший огонь — земной и звездный, — освобожденный для науки и творчества. А по ту сторону сферы — причалы кораблей, несущих родной планете и людям Золотые яблоки Солнца...

«Вот она, эта чаша с энергией... которая даст ток нашим народам, приведет в движение наши суда, осветит наши библиотеки, позолотит кожу наших детей, испечет наш хлеб насущный и поможет нам усвоить знание о нашей вселенной. Пейте из этой чаши, добрые люди, ученые и мыслители! Пусть сей огонь согреет вас, прогонит мрак неведения и долгую зиму суеверии, леденящий ветер недоверия и преследующий человека великий страх темноты...»

Земной огонь тоже не всегда творил добро — все зависело от рук, которые высекали пламя. У звездного огня другие масштабы — его должны высекать только чистые и честные руки. Об этом и думает Человек, не желающий превращаться в черного истукана, изуродованного смертоносным взрывом. Думает и крепко держит планету, чтобы не уронить ее в испепеляющий костер безумия.

П. КОРОП




ГАЗЕТА ЧЕРЕЗ СПУТНИК СВЯЗИ! Недавно осуществлена передача целой газетной полосы из Лондона в Пуэрто-Рико через спутник связи.

Первая страница «Дейли экспресс», в виде фотонегатива «запущенная» через спутник «Эрли Берд» (часть пути пройдена по подводному кабелю), дошла до редакции сан-хуанской «Эль мундо» в рекордно короткий срок — всего за 15 минут. В «Эль мундо» изготовили матрицу полосы, готовую для запуска в ротационные машины. Как отмечают специалисты, этот способ открывает новые перспективы быстрой доставки свежих газет в самые отдаленные районы мира (Англия).