"Техника-молодежи" 1970 г №1, обл, с.8, 10-13
● Понятен интерес парижан и к космическим экспонатам салона. Ведь этого не увидишь ни в одном аэропорту мира — лишь на выставках.
Советские экспонаты разместились на маленьких зеленых лужайках с подстриженной травкой. Я смотрел на копию аппарата «Венера-4», лежащую словно на прохладной лесной опушке, и думал о «Венере», опустившейся на раскаленную, быть может, расплавленную поверхность Венеры. Космический автомат, по существу наново открывший планету, интересует всех посетителей. Все время суетятся вокруг него кинохроникеры, а желающие сфотографироваться на фоне «Венеры-4» даже устроили маленькую очередь, чтобы не мешать друг другу.
Помимо «Венеры-4», представлены один из спутников серии «Космос», гигантская заатмосферная физическая лаборатория — станция «Протон-4», вес ее научной аппаратуры — 12,5 т, ретрансляционный спутник «Молния-1», зонд для исследования высоких слоев атмосферы. Американский раздел, посвященный одной теме — программе «Аполлон», тоже чрезвычайно любопытен.
Выходит, и в космосе господствует «специализация»: верхние слои земной атмосферы и атмосфера венерианская, связь и лунные исследования. Теперь, когда существует «Запорожец» и «БелАЗ», понятие «автомобиль» стало чересчур общим. Нам, ходящим по земле, труднее привыкнуть к тому, что и слова «самолет» или «спутник» тоже требуют сегодня еще многих и многих добавлений.
Каждый шаг в завоевании космоса приближает к нам отдаленнейшие миры вселенной. Никто не знает, что ожидает там человека, но творческая фантазия художников стремится прорвать завесу неизвестности. Так видится космонавту Л. Леонову и художнику А. Соколову «Планета двух солнц». Это один художниками на конкурс «Мир завтрашнего дня». Объяснения к рисункам см. на стр. 12. |
Нигде так, как в космонавтике, не сливается пафос открытий с романтикой мечты. Каждая новая документальная фотография из космоса удивляет нас необычными гранями увиденного. И возбуждает фантазию, унося мысль на годы и десятилетия вперед. В предыдущем номере мы рассказывали о новом выдающемся успехе советской науки — групповом орбитальном полете трех космических кораблей «Союз». На страницах этого номера мы помещаем серию репродукций картин космонавта А. Леонова и художника-фантаста А. Соколова. Непрерывно продолжающееся познание космоса не снижает романтичности их сюжетов — напротив, оно придает кисти фантастов, опережающей события, неожиданную реалистическую убедительность.
1. Красное и синее. Два солнца, две тени. Пейзаж загадочной планеты двойствен, нереален, расплывчат, словно стереоскопическая картинка, напечатанная в два цвета. Какие сюрпризы, тайны, испытания предуготовил космонавтам чужой мир двух солнц?
2. Еще немного, и пилотируемый отсек — мозг межпланетного корабля — соединится с ускорителем. Повинуясь командам, миллионосильные двигатели послушно разгонят ракету и унесут ее от Земли — туда, где до сих пор побывали лишь автоматические зонды.
3. И вот корабль приближается к Титану — гигантскому спутнику Юпитера. Здесь, в скалистой местности, затянутой красноватой метановой атмосферой, возможно, разместится научная станция по изучению самой большой планеты солнечной системы.
4. Лунная ночь. Но на скалистых породах яркие отблески голубовато-зеленого цвета. Это светятся газы, вырывающиеся из недр вечного спутника Земли.
5. Немало научно-фантастических книг написано о космических монтажниках. Им посвящен рисунок на 1-й странице обложки. Но верится, пройдет немного времени, и мы сможем опубликовать документальную фотографию сборки первой обитаемой станции. Уверенность в том нам придает успешный эксперимент по сварке, проведенный на корабле «Союз-6».