«Техника-молодежи» 1970 г №12, с.44
Антологию М. Чекурова «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАБАВЫ ГЕНЕРАЛА КУСАБА И К°» комментирует контрадмирал запаса В. Яросевич
1 См. антологию А. Тихонравова в «Технике — молодежи» № 4 за 1970 год.
ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, САМОЛЕТЫ, РАКЕТЫ... |
Н |
Воздушный шар получил боевое применение еще в 1794 году: в сражении при Флерю войска республиканской Франции использовали его в качестве наблюдательного поста. Была попытка применить воздухоплавательный аппарат и в русской армии той эпохи. Однако понадобилось около полутора столетий, чтобы скромные монгольфьеры оказались в роли бомбардировщиков.
Попробуем оценить результаты японских аэростатных атак. Безусловно, замысел генерала Кусаба провалился. Менее одного процента запущенных аппаратов достигли цели, причем бомбы зачастую падали на пустынные районы.
Впрочем, этот неудачный эксперимент вовсе не говорит о том, что боевые возможности свободноплавающих аэростатов равны нулю. Их конструкция, а также методика применения даже в то время могли быть усовершенствованы. Прежде всего «пристреляться» можно было с помощью пеленгования сигналов длинноволновых радиопередатчиков.
Замысел генерала Кусаба вовсе не бесперспективная авантюра. Об этом свидетельствует тот факт, что сразу после оккупации Японии американцы конфисковали все материалы, связанные с данной операцией, а в 50-х годах сами развернули массовое использование подобных аэростатов с несколько иными целями. Воздушные шары, запущенные на границах со странами социалистического лагеря, должны были фотографировать территорию, которую пересекали, а также записывать работу радиопередающих устройств. Собранные данные предполагалось спускать на парашютах по радиокоманде с земли.
Теперь о «мини»-бомбардировщиках. Увы, это не самая блестящая операция японских адмиралов. Конечно, две 75-килограммовые бомбы, которые мог поднимать самолет, не делали его грозным средством нападения, а отсутствие оборонительного вооружения, примитивность навигационного оборудования и низкие летно-тактические качества машины превращали пилота в близкое подобие смертника (камикадзе). То, что Фудзита заблудился, вовсе не случайность. Случайностью было то, что он все же нашел лодку. А если бы в районе запуска появились корабли противника?
Идея нанесения воздушного удара по Америке так увлекла японских военачальников, что с этой целью были построены три подводные лодки (И-400, И-401, И-402) водоизмещением по 3,5 тыс. т. Субмарины могли принимать в свои ангары по три самолета (бомбардировщики или торпедоносцы). Планировалось с их помощью вывести из строя Панамский канал! Но война тем временем окончилась, и грозное оружие попало в руки союзников.
Гораздо больший интерес для военного историка представляет немецкий план ракетного обстрела США, хотя он и не был осуществлен. Согласно этому плану подводная лодка должна была буксировать управляемый по проводам контейнер с ракетой (см. рис.). В точке запуска у контейнера продувалась носовая цистерна жидкого балласта, и он всплывал в вертикальном положении. Далее автоматически открывалась его носовая горловина, включался двигатель ракеты, и она стартовала.
|
Работы по созданию ракетного комплекса начались в самом разгаре войны. В 1944 году отдельные элементы его уже испытывались на Балтийском море. Однако в ходе работ стало очевидно, что массовое производство ракетных комплексов не под силу немецкой промышленности. К тому же технические особенности ракеты «V-2» не увязывались с тактико-техническими особенностями подводной лодки. «V-2» имела жидкостный двигатель, требовала сложной системы проверки и контроля перед запуском; ее нельзя было транспортировать в снаряженном состоянии и т. д. И наконец, лодка контейнером была бы слишком хорошей мишенью для кораблей противолодочной обороны.
Более перспективным в то время было бы использование с подводных судов самолетов-снарядов «V-1». Примечательно, что вскоре после окончания войны несколько американских субмарин были переоборудованы в носителей крылатых ракет «лун» (американский вариант «V-1»), впоследствии замененных ракетами «регулус».
Сколь бы далеко ни простирались замыслы фашистских генералов, практическое их осуществление было сорвано. Огромные потери на советско-германском фронте отвлекали от ракетного и военно-морского строительства львиную долю промышленного потенциала гитлеровской Германии. Успехи Советской Армии в Прибалтике привели к тому, что немецкий флот потерял большинство баз для подготовки личного состава, лишился нескольких центров по строительству подводных лодок.
Таким образом, ни о каком ракетном ударе по Америке не могло быть и речи. Паника, охватившая американские морские штабы, — печальное следствие ошибок американской разведки.
В. ЯРОСЕВИЧ,
контр-адмирал запаса