«Техника-молодежи» 1971 г №4, с.20-21
Через несколько дней после успешного приземления космического корабля «Союз-9» корреспондент журнала «Знания та праця» А. ЯРОМЕНОК посетил Звездный городок и взял интервью у летчика-космонавта СССР дважды Героя Советского Союза ВЛАДИМИРА ШАТАЛОВА. Беседа посвящена рождению новой профессии XX века — профессии космонавта.
— Можно ли уже сейчас говорить, что космонавт — это профессия?
— Безусловно. Со временем она станет такою же массовой, как сейчас специальность летчика. Ведь даже в наши дни запуски пилотируемых космических кораблей вовсе не что-то из ряда вон выходящее. Каждый новый старт расценивается как очередной шаг в планомерном освоении космоса. Тренированному человеку вполне по силам систематические полеты. Именно на практике накапливаются опыт и знания, космонавт привыкает к необычным условиям, приобретает навыки. С каждым новым «рейсом» резко возрастает эффективность его работы в космосе.
Вспоминаю свой первый полет. Я чувствовал возбуждение, настроение было приподнятым, и все же первое время побаивался: не повредить бы чего в кабине неловким движением. Только через несколько часов пришла полная уверенность в себе.
Во второй раз реакции стали более четкими — я был в знакомой обстановке. Нормальное возбуждение сразу же сменилось деловым рабочим настроением.
— Профессия космонавта как бы вобрала в себя множество других. В какой мере вы н ваши коллеги — универсальные специалисты? И напротив, есть ли какое-нибудь разделение функций?
— Универсализм космонавта вызван тем, что летаем мы пока не так часто, всех «узких» специалистов взять в космос не можем. А ведь оказаться в корабле хотят и физики, и метеорологи, и астрономы. Не ради экзотики, а для работы: в космосе прекрасные условия для экспериментов, для проверки гипотез, для наблюдений. Придет время, когда вокруг Земли будут летать сразу две-три орбитальные станции с людьми. Экипаж, естественно, составят различные специалисты. Ну, а пока космонавтам приходится быть «мастерами на все руки». Над Южным полюсом я наблюдал полярное сияние. «Столбы» и «занавеси» холодного серого цвета. Если бы в отчете я классифицировал яркость сияния на современном научном языке, это куда больше помогло бы в изучении интереснейшего явления природы.
Я наблюдал поверхность планеты. В этом случае очень бы пригодились глубокие познания в геологии, географии. Нелишним было бы и знание физики Земли. А циклоны, тайфуны, наводнения?
Николаев как-то сказал, что ему для первого полета знаний было достаточно. А во втором он ощутил потребность в серьезных сведениях об атмосфере.
А астрономия? Хочется так досконально знать звездное небо, чтобы глянуть в иллюминатор и визуально, без атласа и глобуса опознать не только характерные созвездия и наиболее известные звезды, но и те, что известны только специалистам-астрономам. Так что универсализм, думаю, — дело временное.
Разделение обязанностей? В современных кораблях — два-три космонавта. Этого потребовала практика. В одном экипаже — пилот-космонавт (в его ведении управление кораблем, ориентация) и бортинженер — он контролирует работу всех систем; он обязан не только быстро устранять возможные неисправности,
но и предвидеть их, если хотите, предчувствовать. Бортинженер готов в любой момент выдать
рекомендации командиру корабля по всем режимам работы систем.. Кроме того, он всегда может заменить командира и самостоятельно управлять кораблем.
— Одним из наиболее ярких событий в освоении космоса была стыковка космических кораблей «Союз-4»
и «Союз-5». Пожалуйста, несколько слов об этом.
— О встрече двух кораблей над планетой мы, космонавты, не раз мечтали на Земле. И все же она казалась фантастической. Представьте: кораблям нужно было состыковаться на скорости в двадцать восемь тысяч километров в час! На Земле пришлось провести огромную тренировочную работу в специальных установках. Я выполнял стыковку на тренажере более семисот раз.
Стартовав на «Союзе-4», сутки летал одни, волновался, ждал встречи с «Союзом-5».
Готовил ее наземный командно-вычислительный комплекс. И вот настал момент сближения. В заданное время сориентировал корабль. Стараюсь до долей градуса выдержать курс, тангаж, крен, чтобы по всем осям не было расхождения. Точно в срок включил двигатель. После этого начал готовиться к следующим операциям. И вдруг по радио слышу голос Хрунова: «Вижу «Союз-4». Как это, вижу? Бросаюсь к иллюминатору, смотрю во все глаза — и точно: в поле зрения светящиеся контуры «Союза-5». Включаю автоматику, контролирую ее работу, на расстоянии около двухсот метров перехожу на ручное управление. Теперь все в моих руках. Надо приблизиться к «Союзу-5», состыковаться с ним. Выйдет ли? Послушается ли корабль?
Не подвели тренажеры — имитация была почти полной. Энергично работаю рукоятками, включаю в разных комбинациях вспомогательные двигатели. Последние метры. Пятнадцать, десять, пять, одни... Мягкий толчок. Стыковка произошла.
— Расскажите, пожалуйста, о новых отраслях науки, рожденных космонавтикой.
— Пожалуй, первой среди них следует назвать космическую навигацию. Сейчас космонавты успешно осваивают способы самостоятельного определения параметров орбиты по наземным ориентирам (озера, изгибы рек, острова). Смотришь в перекрестье, узнаешь ориентир и засекаешь на секундомере время прохождения над
ним. Проводим также целый комплекс измерений с помощью приборов. Прикладной дисциплиной стало и космическое маневрирование, об особенностях которого уже написано достаточно много. Сюда же относятся космическая биология, космическая астрономия. Для множества других земных
наук открылись совершенно новые виды исследований.
— Юные читатели нашего журнала часто спрашивают, что необходимо для того, чтобы стать космонавтом, сколько времени проходит после окончания школы до того момента, когда государственная комиссия решит, что кандидат в космонавты к полету готов.
— Не меньше десяти лет. И для пилота-космонавта и для инженера-космонавта. Пилот должен закончить летное училище, несколько лет послужить в авиачасти, года два поучиться в Звездном городке. А инженер после института должен поработать на производстве и снова-таки года два готовиться в отряде космонавтов. Вот и выходит — лет десять.
Что делать школьнику, решившему стать космонавтом? Ребята и сами знают это неплохо. Главное — это усвоить правило: обязательно доводить до конца начатое дело. Космосу нужны волевые, выдержанные люди — те, кто готовит себя к трудной, тяжелой работе, а не к славе и всенародным чествованиям.
— Прокомментируйте, пожалуйста, полет «Союза-9».
— Этот полет — прекрасная иллюстрация к нашей беседе о профессии космонавта. Все смотрели серию телерепортажей из космоса, видели, как трудились Андриян Николаев и Виталий Севастьянов. Во время полета они провели не менее двухсот экспериментов. Решалась биологическая проблема длительного пребывания в космосе. Работоспособность на протяжении восемнадцати суток была хорошей. И на командном пункте также сохранялась спокойная деловая обстановка. Космонавты выполнили большое и серьезное задание, сделали новый шаг на пути создания орбитальных станций. Самочувствие их хорошее, настроение бодрое.