«Техника-молодежи» 1972 г №11, обл, с.12-13





На стендах конкурса «Мир 2000 года» уже были выставлены десятки красочных полотен, посвященных научному предвидению будущего. Подчеркиваем: именно научному предвидению, а не просто игре воображения, беспочвенным фантазиям, прихоти ума. Но как отличить реальные фантазии от беспредметных абстракций? Иными словами, существует ли надежный, всеобъемлющий постулат заглядывания в будущее? На этот вопрос еще в прошлом веке попытался ответить знаменитый французский экономист и юрист Эрнест Тарбури. В своем обширном труде «Будущее общество» он писал: «Лебедь одолжил свои крылья ангелам христианских легенд, а летучая мышь — дьяволам, рожденным страхом средних веков. Страшные грешники и колдуньи имеют свои подобия в медицинских изданиях нашего времени... То же происходит и с «заглядываниями в будущее». Мы не можем себе представить будущего мира иначе, как состоящим из элементов современного общества. Как бы ни было смело наше воображение, оно может только соединять, вычитать, группировать, складывать в более или менее цельные модели только те формы, которые нам кажутся пригодными для будущей жизни, но которые мы видим вокруг себя хотя бы в зачаточном состоянии или которые воскрешаем из умерших цивилизаций».

Итак, отбор форм, пригодных для будущей жизни, — вот основа для возведения модели грядущего. На первый взгляд эта мысль может показаться слишком рационалистичной, приземленной. И все же она исчерпывающе точна. Самые диковинные, фантастичные явления будущего должны в нашем воображении покоиться на твердом фундаменте современности, быть ее продолжением.

Этот принцип причинного взаимодействия «сегодня — завтра» объединяет и картины, которые мы публикуем в текущем номере.

Взгляните на первую обложку. Здесь воспроизведено полотно молодого московского художника В. Давыдова «Синяя ветвь космоса». Вполне реальный земной корабль, как бы стартовавший из нынешнего дня, гармонично вписан в синие перепутья космического океана.

Аппликация И. Диденкова из города Могилева «Солнечные цветы» (справа) — мечта о необычайной флоре иных планет, в чем-то неуловимо напоминающей земную растительность.

И наконец (слева) картина москвича Б. Травкина «Антарктическая научная станция по выращиванию инопланетных растений и исследованию их свойств». Вот что сообщает автор: «Недалеко то время, когда автоматические станции будут доставлять на Землю с других планет солнечной системы не только минералы, но и зародыши, споры и семена диковинных трав, цветов, растений. Я попытался изобразить биологическую лабораторию, где под пластмассовым термостойким куполом растет венерианское дерево. Для него созданы все необходимые условия — высокое давление и температура. Листья дерева выделяют ядовитые испарения, поэтому в целях безопасности лаборатория построена на пустынном антарктическом берегу».

В. КОЗЬМИН