«Техника-молодежи» 1972 г №9, с.12
ХОЛОДИЛЬНИК С ПРИБОРАМИ |
НА ОГНЕДЫШАЩЕЙ ПЛАНЕТЕ |
22 июля этого года в 12 часов 29 минут по московскому времени в Центре дальней космической связи по радио объявили: «Есть! Сели!» Посланец советской науки, автоматическая станция «Венера-8», совершив мягкую посадку на освещенную сторону огнедышащей планеты, начала вести репортаж с ее поверхности.
Венера — ближайшая к нам соседка по солнечной системе. И все же она до недавних пор оставалась самой малоизученной планетой. Проникнуть под плотный слой ее облаков оказалось не так-то просто. Радиостанции первых гонцов при подлете к утренней звезде почему-то замолкали. Так было с «Венерой-1», та же участь постигла американский аппарат «Маринер-2». Сигналы станции «Маринер-5» достигли Земли, но передача велась вовсе не из атмосферы загадочной планеты. Радиоволны проходили сквозь газовую оболочку по касательной, и лишь некоторую информацию удалось получить по эффекту их преломления.
Еще в статьях десятилетней давности можно было прочесть об океанах, лесах и даже животных на Венере, о ее теплом и очень влажном климате. Конец спорам положила в октябре 1967 года станция «Венера-4». Никакой воды — адова жара в несколько сотен градусов! «Венера-5» и «Венера-6» продолжили исследования в мае 1969 года. Был установлен состав атмосферы, причем углекислого газа оказалось 97%, а водяного пара вблизи облаков — только 1%. Станции-близнецы завершили свою работу, когда до «дна» плотного газового моря оставалось 20 км.
В конце 1970 года Земля уже слушала первый репортаж с поверхности космической соседки. Поступили точные данные: температура примерно +500°С, давление около 90 атмосфер. Находясь на грунте ночной половины планеты, спускаемый аппарат станции «Венера-7» проработал 23 минуты.
Теперь это достижение перекрыто. Аппарат восьмой по счету станции вел передачу с места мягкой посадки целых 50 минут. И дело не только в длительности передачи. Впервые получена информация о характере пород поверхностного слоя. А на участке спуска измерялась освещенность. В итоге удастся разгадать многие тайны недр Венеры и понять механизм разогрева ее атмосферы!
Если солнечные лучи почти не проникают к поверхности планеты и даже на обращенной к светилу стороне царит темнота — значит атмосфера сама поглощает тепло и передает его вниз за счет глубинной циркуляции. А если свет все-таки доходит до самого низа газовой оболочки, то разогрев идет иначе. Инфракрасные лучи отражаются обратно и задерживаются в достаточно плотных слоях. Высокая температура возникает благодаря «парниковому эффекту».
Ну а опробование грунта? Оно поможет решить давний спор о вулканах на Венере. В таком случае прояснится многое из ее истории, а заодно — из истории Земли. Ученые воспользуются принципами новой отрасли знания — сравнительной планетологии (см. статью кандидата геолого-минералогических наук П. Флоренского «В шеренге планет» — ТМ № 4 за 1972 год).
Новые исследовательские цели определили и новые конструктивные решения. Например, на спускаемом аппарате «Венеры-4» стоял особый сахарный замок — он должен был раствориться и выпустить антенну, когда контейнер с приборами опустится в море из легких углеводородов (поверхность утренней звезды тогда представляли именно такой). Теперь конструкторы знали: предстоит посадка на твердый грунт, возможны ветры. Поэтому на сей раз предусмотрели, помимо основной, еще и выносную антенну. После посадки она выпрыгивает из аппарата и с помощью трех лап занимает необходимое положение на грунте.
Интересно, что 22 июля научный репортаж велся сразу в два голоса. Одинаково хорошо действовали как основная, так и выносная антенны.
Была успешно решена и проблема работоспособности всех приборов в условиях страшной жары. Когда аппарат приближался к поверхности, температура за бортом была свыше 400°С, а в приборном отсеке она оставалась ниже нуля. Холод запасли впрок. Еще за несколько дней до подлета к огненной планете началось захолаживание спускаемого аппарата. Сработало устройство, которое в принципе напоминает хозяйственную сумку-холодильник. И радиосигналы четко летели на Землю час во время спуска, а затем еще почти час с поверхности. Это говорит о том, что в дальнейшем на Венере можно будет проводить новые, достаточно длительные научные эксперименты.
Предстоит изучить рельеф, характер течений в атмосфере, измерить скорости ветра и многое другое. По мнению многих специалистов, эта планета — один из самых интересных объектов космических исследований на 70—80-е годы.