«Техника-молодежи» 1973 г №6, с.14-15





ФАЭТОН — СЫН СОЛНЦА

НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В КИНЕМАТОГРАФИИ «ЖИВОГО РИСУНКА»

Перед вами кадры из нового мультипликационного фильма «Фаэтон — сын Солнца» режиссера В. Ливанова (еще два кадра представлены на 4-й странице обложки). Эта работа — первая из задуманной серии «Тайны Вселенной». Можно ли средствами «малого кинематографа» образно передать популярные научные идеи? Об этом размышляют в публикуемой ниже рецензии ее авторы — известные советские ученые О. Чембровский и Б. Белоцерковский.

Никого не удивит, если сказать, что вы посмотрели новый развлекательный мультфильм с нравоучительным, сатирическим или просто смешным сюжетом. Известно также, что средства мультипликации незаменимы в некоторых случаях, когда на экране требуется наглядно, динамично рассказать о тех или иных процессах или взаимодействиях, осуществляемых в науке и технике. Именно поэтому нельзя оставить без внимания новую работу студии Союзмультфильм «Фаэтон — сын Солнца» (авторы сценария В. Анкор и В. Ливанов, режиссер В. Ливанов, художник-постановщик М. Жеребчевский).


Этот фильм довольно трудно отнести к какому-нибудь из привычных нам жанров. Фильм в образной, художественной форме рассказывает об одной из астрономических загадок, связанной с так называемым поясом астероидов, или малых планет, который существует в солнечной системе в пространстве между орбитами Марса и Юпитера. Происхождение этого феномена наукой пока не объяснено. Среди различных гипотез имеет право на существование и версия о том, что астероиды являются осколками когда-то разрушенной планеты Фаэтон.

Не пренебрегая логикой, эта гипотеза фантастически связывается в фильме с возможностью того, что древние легенды — не просто досужие вымыслы предков, а поэтические воспоминания о реальных событиях. Отсюда и название «Фаэтон — сын Солнца».

Однако важен не только сюжет, важно, как сделан фильм. Думается, что «Фаэтон — сын Солнца» — новое и очень важное явление в раскрытии художественно-познавательных возможностей мультипликационного кино.

Фильм ненавязчиво приглашает зрителя вспомнить о том, что он житель Земли — третьей планеты от Солнца, что сумма знаний, получаемых им на Земле, — это лишь крошечная доля тех знаний, к которым он может, должен и, безусловно, будет стремиться. В этом пропагандистское значение фильма, что особенно важно для молодежи, которой предстоит принять эстафету космической эры человечества.

Если вдуматься, то не так уж и неожиданно, что именно средства мультипликации позволяют говорить о больших проблемах без излишних деталей, в наиболее обобщенном виде.

Хорошо продуман размер фильма. 20 минут, насыщенные информацией, возбуждают мысль. Фильм уважителен к науке и технически грамотен, чем выгодно отличается от многих «художественных» поделок, которые специалисту смотреть порой просто трудно и даже обидно.

Наверное, многие инженеры, исследователи, ученые, ставшие сегодня уже старшим поколением, могут с благодарностью вспомнить замечательные книги популяризатора Я. И. Перельмана. Скольким миллионам читателей он приоткрыл дверь в науку, помог сделать в нее первый шаг!

Нельзя сказать, что «Фаэтон — сын Солнца» и эти книги — одно и то же, совсем нет. Это два разных явления в искусстве, но когда смотришь фильм, то вновь переживаешь то же давнее радостное волнение.

Б. БЕЛОЦЕРКОВСКИИ,
кандидат технических наук,
старший научный сотрудник,

О. ЧЕМБРОВСКИЙ,
профессор,
доктор технических наук,
заместитель председателя
Президиума Дальневосточного
научного центра АН СССР,
председатель Комитета
космонавтики ДОСААФ СССР