«Техника-молодежи» 1973 г №6, с.14-15
ФАЭТОН — СЫН СОЛНЦА НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В КИНЕМАТОГРАФИИ «ЖИВОГО РИСУНКА» Перед вами кадры из нового мультипликационного фильма «Фаэтон — сын Солнца» режиссера В. Ливанова (еще два кадра представлены на 4-й странице обложки). Эта работа — первая из задуманной серии «Тайны Вселенной». Можно ли средствами «малого кинематографа» образно передать популярные научные идеи? Об этом размышляют в публикуемой ниже рецензии ее авторы — известные советские ученые О. Чембровский и Б. Белоцерковский. |
Никого не удивит, если сказать, что вы посмотрели новый развлекательный мультфильм с нравоучительным, сатирическим или просто смешным сюжетом. Известно также, что средства мультипликации незаменимы в некоторых случаях, когда на экране требуется наглядно, динамично рассказать о тех или иных процессах или взаимодействиях, осуществляемых в науке и технике. Именно поэтому нельзя оставить без внимания новую работу студии Союзмультфильм «Фаэтон — сын Солнца» (авторы сценария В. Анкор и В. Ливанов, режиссер В. Ливанов, художник-постановщик М. Жеребчевский).
Этот фильм довольно трудно отнести к какому-нибудь из привычных нам жанров. Фильм в образной, художественной форме рассказывает об одной из астрономических загадок, связанной с так называемым поясом астероидов, или малых планет, который существует в солнечной системе в пространстве между орбитами Марса и Юпитера. Происхождение этого феномена наукой пока не объяснено. Среди различных гипотез имеет право на существование и версия о том, что астероиды являются осколками когда-то разрушенной планеты Фаэтон.
Не пренебрегая логикой, эта гипотеза фантастически связывается в фильме с возможностью того, что древние легенды — не просто досужие вымыслы предков, а поэтические воспоминания о реальных событиях. Отсюда и название «Фаэтон — сын Солнца».
Однако важен не только сюжет, важно, как сделан фильм. Думается, что «Фаэтон — сын Солнца» — новое и очень важное явление в раскрытии художественно-познавательных возможностей мультипликационного кино.
Фильм ненавязчиво приглашает зрителя вспомнить о том, что он житель Земли — третьей планеты от Солнца, что сумма знаний, получаемых им на Земле, — это лишь крошечная доля тех знаний, к которым он может, должен и, безусловно, будет стремиться. В этом пропагандистское значение фильма, что особенно важно для молодежи, которой предстоит принять эстафету космической эры человечества.
Если вдуматься, то не так уж и неожиданно, что именно средства мультипликации позволяют говорить о больших проблемах без излишних деталей, в наиболее обобщенном виде.
Хорошо продуман размер фильма. 20 минут, насыщенные информацией, возбуждают мысль. Фильм уважителен к науке и технически грамотен, чем выгодно отличается от многих «художественных» поделок, которые специалисту смотреть порой просто трудно и даже обидно.
Наверное, многие инженеры, исследователи, ученые, ставшие сегодня уже старшим поколением, могут с благодарностью вспомнить замечательные книги популяризатора Я. И. Перельмана. Скольким миллионам читателей он приоткрыл дверь в науку, помог сделать в нее первый шаг!
Нельзя сказать, что «Фаэтон — сын Солнца» и эти книги — одно и то же, совсем нет. Это два разных явления в искусстве, но когда смотришь фильм, то вновь переживаешь то же давнее радостное волнение.
Б. БЕЛОЦЕРКОВСКИИ, |