«Техника-молодежи» 1973 г №6, с.6-8
Недавно я приобрела замечательный альбом «Космические дали» с картинами космонавта А. Леонова. Очень хотелось бы, чтобы Алексей Архипович, член редакционной коллегии вашего журнала, рассказал о тех научных наблюдениях, которые он вложил в свои картины и рисунки. В. ПЕТРОВА, преподаватель, |
В марте 1965 года во время полета на корабле «Восход-2» космонавт А. Леонов наблюдал на сумеречном и ночном горизонте Земли необычные оптические явления. Этих явлений не видел никто из других советских и американских космонавтов, хотя со времени полета «Восхода-2» прошло более 8 лет.
По результатам своих наблюдений А. Леонов нарисовал красочные картины «Утро в космосе», «Голубой пояс Земли» и другие. Эти картины представляют не только художественную, но и научную ценность. В предисловии к альбому А. Леонова и А. Соколова «Ждите нас, звезды!» (М., «Молодая гвардия», 1967) Юрий Гагарин писал:
«В рисунках, поданных через призму художественного восприятия, рассказывается о том, что уже известно науке, и о том, чего ученые еще сегодня не знают. В научных исследованиях часто бывают неожиданные результаты и неожиданные гипотезы. Так поступают иногда и авторы рисунков».
Эти слова Юрия Гагарина прекрасно подтверждаются анализом оптических явлений, которые запечатлел на своих картинах Алексей Леонов.
К |
Свой отрицательный вывод специалисты, в общем, правильно обосновывали тем, что рассеяние света от иллюминатора и других частей корабля помешает прямому наблюдению не слишком яркой солнечной короны. Поэтому ее исследования из космоса рекомендовалось вести так же, как это делают на Земле: либо наблюдать корону во время затмения светила, либо применять коронограф — прибор, у которого есть диск, закрывающий солнечный круг.
Ну а если наше дневное светило находится у горизонта Земли? Можно ли тогда увидеть корону без всяких приборов? Для теоретиков вопрос оставался открытым. Ведь в этом случае лучам Солнца приходится пронизывать плотные слои атмосферы, что уменьшает яркость оптических помех, вызванных рассеянием света от поверхности корабля. Но появляется другая помеха: естественный фон в виде сумеречного излучения земной атмосферы. От соотношения двух указанных факторов и зависит возможность визуального наблюдения короны.
В |
Проанализируем три случая, со ответствующие слабым оптическим помехам, когда верхний край диска Солнца находится на высоте всего лишь 20-30 км над горизонтом.
1. Корабль на высоте 200 км. Он довольно глубоко погружен в атмосферу. Ее сумеречный свет достаточно ярок, чтобы помешать наблюдению короны.
2. Корабль не высоте 500 км. Яркость короны в пределах углового расстояния 0,5° от центра солнечного диска уже сопоставима с яркостью сумеречного света — по крайней мере, в красной части видимого спектра. В этих границах можно проводить визуальные, фотографические и телевизионные наблюдение короны.
На
рисунках: Космический корабль «Восход-2» в полете (слева). Справа сверху вниз: Утро в космосе. Голубой пояс Земли. |
3. Корабль на высоте 1000 км. Корона будет видна глазом в пределах углового расстояния 3° от центра солнечного диска.
Напомним теперь, какой была орбита пилотируемого космического корабля «Восход-2». Ее апогей составлял 500 км, тогда как высота полета всех других орбитальных кораблей с экипажами на борту не превышала 300 км. Вот почему никто из космонавтов, летавших на высотах до 300 км, не видел (и не мог видеть) лучей солнечной короны.
Подобные исследования еще более интересны в ультрафиолетовой части спектра, где яркость короны гораздо больше, чем в инфракрасной и видимой областях. Цифровые расчеты, обосновывающие возможность таких исследований, нетрудно выполнить аналогичным образом.
Т |
Находясь на Земле, мы не видим у горизонта многотональной расцветки. Чем же она вызвана? Оказывается, высотной изменчивостью спектрального состава излучения, рассеянного атмосферой в условиях сумерек. Кандидат физико-математических наук О. Смоктий в 1969 году теоретически показал, что уже при наблюдении с высоты 250 км будут видны цветные слои, правда с нечеткими границами. Когда корабль «Восход-2» был на высоте 500 км взору предстала картина резко разделенных слоев, ибо их угловые размеры стали очень малыми.
А |
Подтверждение сказанному — цветной снимок, сделанный на дневной стороне Земли 18 марта 1965 года во время выхода в открытый космос. В просветах облаков видно яркое пятно. На фотографии запечатлелось отражение солнечных лучей от весеннего снега с настом. Поверхность такого рода очень хорошо отражает свет в околозеркальных направлениях — в 8-10 раз ярче, чем облака, дающие слабое смешанное отражение.
П |
Можно предполагать, что причиной эффекта были серебристые облака, которые обычно плавают в среднем слое атмосферы. Спустя четыре года после полета «Восхода-2» в «Известиях Академии наук Эстонской ССР» появилась работа советских ученых Ч. Виллмана и В. Сергеевича. Они установили: прозрачность серебристых облаков для красных лучей значительно выше, чем для синих и зеленых. Поэтому звезды и планеты, если мы наблюдаем их сквозь слой таких облаков, должны «краснеть». Кстати, это явление можно использовать для обнаружения серебристых облаков из космоса на ночной стороне планеты.
О |
«Космическая» тема — одна из ведущих в журнале. Крепкая дружба связывает «ТМ» с первопроходцами вселенной. В журнале публиковались статьи академика С. П. Королева, космонавтов Ю. А. Гагарина, В. Н. Волкова, Г. С. Титова, В. А. Шаталова, В. И. Севастьянова. Постоянно со статьями и рисунками выступает член редакционной коллегии космонавт А. А. Леонов. |