«Техника-молодежи» 1974 г №9, с.40-42



СССР-США:
будущая встреча на орбите

Продолжается подготовка к совместному полету космических кораблей «Союз» и «Аполлон»


Менее года осталось до совместного полета космических кораблей «Союз» и «Аполлон», который состоится в плане соглашения о сотрудничестве между СССР и США в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

«Значение принятого и уже вступившего в силу соглашения трудно переоценить, — заявил 30 мая 1972 года корреспонденту ТАСС председатель Совета «Интеркосмос» академик Б. Петров. — Оно предусматривает сотрудничество в области исследования околоземного космического пространства, Луны и планет солнечной системы, природной среды, космической метеорологии, биологии и медицины. Намечены работы по созданию совместимых средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых кораблей и станций. Соглашение преследует гуманные цели повышения безопасности полета человека в космос, а также осуществление в дальнейшем совместных научных экспериментов».

Различными вопросами сложной технической проблемы стыковки советских и американских кораблей занимаются несколько рабочих групп.

Конструкции стыковочных агрегатов «Союза» и «Аполлона» исключают взаимную стыковку кораблей — специалистам двух стран пришлось разработать совершенно новую систему, которую можно использовать и на советском, и на американском космических аппаратах. Первые лабораторные испытания масштабной модели этого агрегата, изготовленного в СССР н США, состоялись в декабре 1972 года. В настоящее время ведется работа по экспериментальной отработке конструкции и автоматики на натурных образцах.

Серьезного внимания специалистов потребовало и различие атмосфер в «Союзе» и «Аполлоне». В советском корабле она практически соответствует земной: давление 760 мм ртутного столба, содержание кислорода 17— 33%, азота 82-66%. Экипаж «Аполлона» дышит чистым кислородом, с давлением 260 мм ртутного столба.

Газовая смесь, близкая по составу к земной атмосфере, позволяет избежать нежелательных побочных явлений, возникавших у экипажей «Аполлонов»: у некоторых астронавтов наблюдались кровотечения из носа. Тем не менее, по мнению советского врача-космонавта Б. Егорова, категорически высказаться в пользу того или иного состава атмосферы сейчас трудно. Все зависит от целей и задач каждого космического эксперимента.



Космические норабли «Союз» и «Аполлон» перед стыковкой (с л е в а).

Схематический разрез кораблей «Союз» и «Аполлон». В левом нижнем углу рисунка — схема андрогинного стыковочного устройства: 1. Подвижное кольцо с тремя направляющими выступами выдвинуто. 2. Направляющие выступы кольца активного корабля «Аполлон» входят в промежутки между направляющими выступами второго корабля. 3. Защелки на кольце активного стыковочного агрегата зацепляются за защелки на корпусе пассивного агрегата.

Различие атмосфер в «Союзе» и «Аполлоне» исключает сообщение жилых отсеков кораблей сразу же после стыковки. Американскому экипажу для перехода в советский корабль необходимо медленное, постепенное повышение давления. Непосредственный переход из «Союза» в «Аполлон» вообще недопустим: космонавтам грозит резкое выделение азота и углекислого газа, растворенных в крови, что может привести к закупорке кровеносных сосудов. Чтобы перейти в кислородную атмосферу «Аполлона», космонавтам придется в течение 2-5 часов пройти процесс десатурации — дышать чистым кислородом при достаточно высоком давлении. За это время, которое космонавт проводит с кислородной маской на лице, азот вымывается из крови.

На совершенно иных принципах основаны и системы кондиционирования кораблей. Атмосфера «Союза» непрерывно регенерируется. Системы жизнеобеспечения поглощают углекислый газ и выделяют чистый кислород. Нужное содержание кислорода в «Аполлоне» поддерживается за счет бортового запаса газа в баллонах. Углекислый газ поглощают невосстанавливаемые поглотители.

В совместном полете «Союза» и «Аполлона» будет использован переходный (стыковочный) модуль — своеобразная шлюзовая камера, расположенная между обитаемыми отсеками кораблей на пути космонавтов из одного аппарата в другой.

Переходный модуль — составная часть «Аполлона» — выводится на орбиту вместе с американским кораблем. При переходе из «Союза» в «Аполлон» космонавт открывает люк в переходный модуль, в котором к этому моменту создается атмосфера, соответствующая кислородно-азотной смеси «Союза». Затем, оказавшись в модуле, космонавт закрывает люк, и проходит процесс десатурации. Постепенно в модуле устанавливается чисто кислородная среда с пониженным давлением. Космонавт готов перейти в «Аполлон».

Обратный путь также лежит через шлюзовую камеру и сопровождается постепенным изменением ее атмосферы.

Стыковке кораблей предшествует их сближение. И «Союз» н «Аполлон» оснащены радиосистемами, с помощью которых определяется относительное положение стыкуемых аппаратов. В совместном полете поиск и измерение параметров относительного движения (радиальная скорость и расстояние) будут происходить с помощью радиосистемы «Аполлона». Американский аппарат выступит в роли активного корабля. На «Союзе» установят ответную часть радиосистемы «Аполлона» — приемоответчик. При сближении кораблей экипаж «Аполлона» с помощью оптической системы сможет наблюдать «Союз» с расстояния в несколько сотен километров. Для оптических измерений в темноте, когда корабли сблизятся на несколько десятков километров, на «Союзе» будут действовать импульсные световые маяки. На заключительном участке сближения точное взаимное положение кораблей определяется визуально с помощью оптического прибора «Аполлона» и стыковочной мишени на советском корабле.

Стыковка на орбите и вообще совместный полет советского и американского кораблей потребуют четкой и слаженной работы большого числа наземных измерительных пунктов, разбросанных чуть ли не по всему земному шару, нескольких вычислительных центров, большого арсенала разнообразных технических средств.

«Одним из важных разделов совместной работы советских и американских представителей является подготовка экипажей кораблей, — заявил на пресс-конференции 3 июля 1974 года директор советской части проекта совместного полета космических кораблей «Союз» и «Аполлон» член-корреспондент АН СССР К. Бушуев. — В этой части за прошедшее время проделана большая работа».

Обе стороны договорились, что в полете советский экипаж будет говорить на английском языке, а американский — на русском. Считается, что, разговаривая на чужом языке, экипажи будут легче понимать друг друга: человек, не очень хорошо владеющий иностранным языком, говорит медленно и правильно строит фразы. Русскому языку американские космонавты уделяют сейчас почти шесть часов ежедневно.

Во время последней встречи экипажей в Центре пилотируемых космических полетов в Хьюстоне были проведены первые тренировки советских космонавтов вместе с американскими астронавтами по переходу в корабль «Аполлон». Недавно гостями Звездного городка опять стали американские астронавты. Состоялись совместные тренировки на тренажерах в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

На 1974 год намечены ознакомительные занятия советского н американского персонала управления с устройствами кораблей «Союз» и «Аполлон». В декабре 1974-го и марте — апреле 1975 года состоятся две тренировки, в которых примут участие в полном составе два центра управления в том виде, как они будут работать во время совместного эксперимента. Будут «проиграны» и действия персонала управления в случае непредвиденных ситуаций, если, например, не удалось вовремя стартовать кораблю «Союз» или «Аполлон» или задержалась стыковка. Рассмотрено много таких ситуаций, они согласованы между руководителями обеих сторон.