Желательно смотреть с разрешением 1280 Х 800
"Техника-молодежи", 1975, №4, с. 26-29.
Сканировал Игорь Степикин
ТРИ МЕСЯЦА ДО СТАРТА
Экипажи "Аполлона" и "Союза" во время тренировок в Хьюстоне. Слева направо: астронавт Д. Слейтон, космонавты В. Кубасов и А. Леонов, астронавты Т. Стаффорд и В. Бранд. |
В СЕРЕДИНЕ ИЮЛЯ 1975 ГОДА КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ СССР И США СОСТЫКУЮТСЯ НА ОКОЛОЗЕМНОЙ ОРБИТЕ. ДВА СОВЕТСКИХ КОСМОНАВТА И ТРИ АМЕРИКАНСКИХ АСТРОНАВТА СТАНУТ УЧАСТНИКАМИ ПЕРВОГО В ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЛЕТА. КАК ИДУТ ДЕЛА ЗА ТРИ МЕСЯЦА ДО СТАРТА? ОБ ЭТОМ РАССКАЗЫВАЮТ МАТЕРИАЛЫ ПОДБОРКИ.
Американские астронавты и советские космонавты проведут в космическом пространстве ряд научно-технических исследований. Результаты совместной работы, как и любая информация, полученная во время полета, будут представлены для ознакомления ученым всего мира. Слушатели и зрители всей планеты услышат и увидят радио— и телепередачи с борта космических кораблей.
Одним из основных практических результатов полета будет создание методики спасательных работ в космосе силами обеих стран. Если случилась беда, корабль одной страны может быть эапущен для эвакуации экипажа с корабля другого государства.
Состыкуются корабли с помощью системы, опробованной впервые в полете "Союз" — "Аполлон". Особое значение эта методика приобретает в 80-х годах, когда, как предполагается, резко возрастет частота космических полетов и когда на борту будут находиться не только члены экипажа, но и пассажиры.
Выполнение сложной научной программы совместного полета, успешное проведение экспериментов, возможных только в космическом пространстве, обогатят новыми знаниями все человечество, помогут ученым глубже понять законы природы. Проект "Союз" — "Аполлон" уже дал, быть может, самые значительные результаты еще до запуска кораблей: в процессе подготовки наладились тесные рабочие отношения между десятками инженеров, администраторов и других специалистов обеих стран. Американцы неоднократно посещали Центр управления полетом в СССР, а советские — Центр управления полетом в США, чтобы ознакомиться с оборудованием и методами работы другой стороны. Во время полета группы советских и американских экспертов будут находиться соответственно в американском и советском центрах управления. Они обеспечат прямую связь между центрами с момента запуска и до окончания совместного полета. СССР и США будут соединены 9 линиями связи. "Аполлон" оснастят четырьмя цветными телекамерами. "Союз" — двумя черно-белыми и одной цветной.
Совместная работа сблизила экипажи кораблей. И основные и дублирующие составы провели вместе много времени в тренажерах, имитирующих корабли и переходной отсек. Они знакомятся с космическим оборудованием обеих стран, тренируются в управлении состыкованным кораблем и выполнении экспериментов научной программы.
Американский экипаж интенсивно изучает русский язык, а советские космонавты — английский, включая технический жаргон, которым участники будущего полета особенно увлекаются. Во время подготовки выяснилось, что наилучшего взаимодействия члены экипажей достигают тогда, когда говорят не на родном языке, а на выученном. Поэтому в совместном полете американцы будут говорить по-русски, а советские — по-английски. Опыт тренировок показал, что при подобном общении обе стороны успешно работают.
Американский экипаж возглавляет бригадный генерал ВВС США Томас Стаффорд. Его коллеги — Вэнс Бранд и Дональд Слейтон.
Пилотом "Союза" будет сорокалетний полковник советских ВВС Алексей Леонов. Он первый человек, вышедший в открытый космос.
Второй член экипажа "Союза" — бортинженер Валерий Кубасов. Он был бортинженером "Союза-6", принимавшего участие в единственном в истории групповом космическом полете вместе с "Союзом-7" и "Союзом-8". В полете Кубасов изучал поведение материалов в космосе и провел первую в мире сварку металлов в невесомости. Учитывая подобный опыт Кубасова, руководитель подготовки советских космонавтов генерал-майор Владимир Шаталов шутливо заметил американским участникам полета: "Если что сломается, он заварит".
Чтобы аппараты могли состыковаться на орбите, а космонавты перейти из корабля в корабль без скафандров, "Аполлон" и "Союз" пришлось модифицировать. Используя согласованные спецификации, советская сторона спроектировала и изготовила систему стыковки, совместимую с американской. Хотя американская и советская системы не одинаковы, они отлично стыкуются, что уже было сотни раз подтверждено проверками на тренажерах.
Главный элемент модификации "Аполлона" — разработанный американскими инженерами переходной отсек — алюминиевый цилиндр длиной 3 м и диаметром 1,5 м. Внутри отсека — нагреватели, контейнеры с запасами газа для восполнения атмосферы, радио— и телеоборудование, приборы, контролирующие переход людей и переноску оборудования из одного корабля в другой. Особо важны приборы, контролирующие параметры атмосферы: в отсеке экипажи будут адаптироваться к разным атмосферным давлениям кораблей. Для одновременного перехода двух человек из корабля в корабль потребуется 30-40 мин.
Два из пяти основных научно-технических экспериментов будут проведены экипажами в раздельном полете. В одном из них зеркальный рефлектор "Союза" отразит свет, излученный "Аполлоном". Изучая телеметрические данные и фотографии, фиксирующие отражение, ученые смогут определить количество и свойства атомов на границах атмосферы, расширяя тем самым познания о физике и химии ее верхних слоев.
Проводя "микрообменный" эксперимент, участники полета возьмут пробы пыли и микровеществ со стен кораблей и с собственных тел для исследования передвижения микроорганизмов с одного корабля в другой. Результаты этого эксперимента могут расширить представления о распространении инфекций и о миграции микробов. В другом совместном эксперименте образчики металлов будут расплавлены и смешаны в американской космической печи с целью получения новых материалов.
В межправительственном соглашении говорится только об одном совместном полете, но мало кто сомневается в том, что в скором будущем за этим полетом последует другой. Став воплощением международного сотрудничестве в освоении космического пространства, проект "Союз" — "Аполлон" положит начало многим совместным космическим программам.
Материал и фото подготовлены специально для журнала "Техника — молодежи" отделом печати посольства США в СССР.
"СОЮЗ" — "АПОЛЛОН": ЛИЦОМ К ЛИЦУ
"Техника-молодежи", 1975, №4, с. 27-29.
Начало сотрудничеству СССР и США в освоении космоса и создании совместимого стыковочного узла и переходного модуля (отсека) положено в мае 1972 года. Было подписано соглашение, направленное на повышение безопасности полетов космических кораблей с человеком на борту, предусматривающее в дальнейшем совместные научные эксперименты (см. "ТМ" № 9, 1974 г.).
Почти три года совместной плодотворной работы инженерно-технических работников, ученых, специалистов, советских космонавтов и американских астронавтов показали полную реальность совместного полета.
Руководителем экспериментального полета "Аполлон" — "Союз" (ЭПАС — так именуется в официальных документах эта программа) с советской стороны является член-корреспондент АН СССР К. Д. Бушуев. С американской стороны НАСА утвердил на эту должность доктора Глена Ланни. Его заместитель по научно-технической части — Юджин Сернан.
Доктор Глен Ланни руководил работами по спасению экипажа "Аполлона-13". За эту операцию НАСА отметил его медалью "За выдающиеся заслуги".
Юджин Сернан — всемирно известный астронавт. Он трижды побывал в космосе, провел в состоянии невесомости 566 ч, ходил по Луне. Один из немногих первых астронавтов, он не изменил космической программе. Восемь его коллег в разные годы покинули Центр управляемых полетов.
Г. ЛАННИ и Ю. СЕРНАН ОТВЕТИЛИ НА ВОПРОСЫ НАШЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО КОРРЕСПОНДЕНТА ГРИГОРИЯ РЕЗНИЧЕНКО, ПОБЫВАВШЕГО В ХЬЮСТОНЕ, В ЦЕНТРЕ УПРАВЛЯЕМЫХ ПОЛЕТОВ.
— Как велась подготовка к совместному полету, какие научные и технические проблемы пришлось решать в ходе подготовки?
— Специалисты обеих стран провели большую работу, готовя совместный космический эксперимент. В апреле состоится последняя тренировка с участием всех служб: старта, слежения, управления, связи и возвращения на Землю. Будут отработаны также действия экипажей в случае непредвиденных ситуаций.
С американской стороны в совместном космическом полете будут участвовать три астронавта. Они выйдут на орбиту в космическом корабле "Аполлон". Практически это тот же самый корабль, который мы использовали в предыдущей программе. Но он, безусловно, значительно модернизируется, оснащается, так же как и советский, унифицированной радиоэлектронной аппаратурой для управления и связи, соответствующими сигнальными огнями, антенными устройствами и другим поисково-стыковочным оборудованием, которое мы разработали совместно.
Одна из серьезных проблем, которая сейчас успешно решена, — создание совместимой стыковочной системы и особенно стыковочного устройства.
Стыковочное устройство, неоднократно испытанное и проверенное на земле (советские космонавты А. Филипченко и Н. Рукавишников испытали его и в космосе во время полета "Союза-16". — Г. Р.), уникально. Оно стало первым международным космическим стандартом. До последнего времени на советских и американских кораблях использовалась система "штырь — конус". Корабль, оборудованный штырем, может быть только активным, он производит маневры, сближение и причаливание. Корабль с конусом пассивен.
Специалисты обеих стран разработали универсальное стыковочное устройство. Любой из кораблей может быть и активным и пассивным. Для тех, кто терпит бедствие в космосе, это имеет немалое значение. Название системы — андрогинный периферийный агрегат стыковки (АПАС). Периферийным его назвали потому, что механизмы стыковки расположены не в центре, как в системе "штырь — конус", а на периферии, на специальном кольце. Центральная, осевая часть системы удачно используется для устройства люка, для сообщения между кораблями.
Но хотя стыковочный узел отвечает единым техническим требованиям, каждая из стран изготовила его с некоторыми конструктивными особенностями. Узел "Союза" работает на электроприводе, аналогичный американский оснащен гидравлической системой. Испытания на земле и в полете покажут, какой лучше.
Вместе с советскими специалистами мы разработали и языковой компьютер. Но пользоваться им будем только для письменных докладов, а в обращении на орбите в ход пойдет русско-английский язык, или, как мы говорим здесь, "рустон" (первый слог от слова "русский", а второй — от слова "Хьюстон"). Все надписи в стыковочном узле и некоторые в "Аполлоне" будут сделаны на двух языках.
— По какому принципу подобран экипаж "Аполлона"?
— Командиром "Аполлона" назначен Т. Стаффорд. Он не новичок в космосе. На его счету три полета. В экипаже 43-летний В. Бранд. Он бывший летчик-испытатель фирмы "Локхид", дублер "Аполлона-15" и "Скайлэба". Третий член экипажа Д. Слейтон, как и Бранд, совершит свой первый полет, хотя он поступил в отряд астронавтов пятнадцать лет назад. В начале космической карьеры врачи обнаружили у Д. Слейтона аритмию сердца. Годы тренировок и лечение помогли ему избавиться от этого недуга, и врачи сняли свой запрет. Ко времени намеченного старта третьему члену экипажа исполнится 51 год — рекордный возраст для астронавтов.
— Как будет проходить полет, сколько дней он продлится?
— Совместный полет намечен и уже утвержден на 15 июля этого года. Первым в 12 часов 37 минут 02 секунды по Гринвичу с космодрома Байконур стартует "Союз". Если по каким-либо причинам старт будет отложен, то повторно он произойдет не позднее 22 сентября того же года.
Схема экспериментального полета "Аполлон" — "Союз".
Советские космонавты и американские астронавты уже не раз опробовали работу стыковочного узла.
Командир космического корабля "Аполлон" Томас Стаффорд (слева) и командир космического корабля "Союз" Алексей Леонов.
Дружеская стыковка на Земле. |
Через 7 часов 30 минут после старта советских космонавтов и после того, как мы получим все параметры полета "Союза", стартует "Аполлон".
После старта советский корабль возьмет северо-восточное направление и выйдет на орбиту высотой 188-228 км. Наклон орбиты к экватору — 51,8°. В течение первых двух витков космонавты выведут "Союз" на круговую орбиту высотой 225 км. Если потребуется дополнительная коррекция орбиты, то она произойдет на 17-м витке.
"Аполлон" стартует в том же северо-восточном направлении, с тем же наклонением орбиты к экватору. Первоначальная высота 150-170 км. Спустя час после выхода в космос экипаж "Аполлона" подготовит переходной отсек, корабль развернется так, чтобы стыковочное устройство оказалось "лицом к лицу" со стыковочным устройством "Союза". Затем "Аполлон" выйдет на круговую орбиту, соответствующую орбите "Союза". Почти целый день будут происходить маневры и сближение двух космических кораблей. Через 51 час 55 минут (после старта советского экипажа) произойдет стыковка. В состыкованном состоянии корабли будут находиться 48 часов.
Время полета советского корабля — 6 дней; "Аполлон" будет находиться в космосе немногим более 10 дней.
— Чем вызвана разница в продолжительности полетов двух кораблей?
— После завершения программы наш корабль должен перейти на такую орбиту, с которой его можно приводнить в заданной точке Атлантического океана. А для того чтобы сменить параметры орбиты, потребуется время. Кроме того, мы проведем некоторые самостоятельные исследования.
— Какие научные эксперименты будут проведены в совместном космическом полете?
— Помимо основного задания — испытания стыковочной системы в совместном полете, — будут проведены пять научных экспериментов. Два из них посвящены биологии. Это исследование состава микроорганизмов внутри космических кораблей до и после того, как космонавты побывают в "гостях" друг у друга. Эксперимент позволит определить, как быстро "чужие" микроорганизмы могут распространяться в невесомости и не опасно ли для космонавтов "хождение в гости" во время длительной работы на орбитальных станциях.
Все мы хорошо знаем, что возраст деревьев определяют по кольцам роста на их срезах. Некоторые из простейших организмов, например актиномицеты, тоже образуют в своей микроструктуре подобные кольца, но не в течение года, а за одни сутки. Периодичность их роста хорошо известна науке. На этих так называемых "зонообраэующих" грибках очень удобно исследовать изменение ритма жизни организмов в космических условиях.
Экипажи кораблей проведут астрономические наблюдения в районе электромагнитного спектра, который мало еще изучен. Исследования должны значительно расширить наше понимание таких явлений, как квазары, пульсары, объяснить происхождение рентгеновского излучения в космосе. Будет исследоваться влияние Солнца на атомарный кислород и азот на орбитальных высотах, взаимодействие верхних и нижних орбитальных слоев атмосферы, взаимосвязь между силами притяжения и геологической структурой Земли.
После расстыковки космических кораблей "Аполлон" несколько раз облетит "Союз", затем на время станет для него как бы искусственной Луной и создаст для "Союза" "солнечное затмение". Это позволит сфотографировать и исследовать солнечную корону, наблюдать которую в обычных условиях невозможно из-за яркого свечения Солнца. Американские астронавты снимут на кинопленку, как тень их корабля ложится на "Союз". Сфотографируют они и ореол частиц, которые образуются вокруг корабля оттого, что из материалов конструкции выделяются газы, образуются пылинки.
— Как вы лично относитесь к предстоящему совместному космическому полету?
— Экспериментальный полет "Аполлон" — "Союз", испытание стыковочной системы, проведение совместных обширных научных исследований — это достижение века. Наши страны нашли такую область соприкосновения, и, видимо, не единственную, сотрудничество в которой может быть длительным.