ЛИФТ НА ОРБИТАЛЬНЫЕ ВЫСОТЫ

«Техника-молодежи» 1975 г №7, с.45-53



«НЕБЕСНЫЙ КРЮК» — так назвали специалисты фирмы «Гудьир Аэроспейс» гигантский парашют диаметром 40 м и весом 900 кг. После совместного советско-американского полета «Аполлон» — «Союз» единственной американской программой, в ходе выполнения которой в космос будут запускаться люди, будет программа «Космический челнок». Ее цель — создание транспортного космического корабля многоразового действия. Парашют-гигант понадобится для того, чтобы, плавно спускать в воду 80-тонную бустерную ракету, которую после этого можно было бы использовать для последующих запусков (США).


ТЕЛЕВИДЕНИЕ «АПОЛЛОН» — «СОЮЗ». Это оптическое устройство для наблюдения за стыковкой разработано на базе цветной телевизионной системы специально для совместной советско-американской программы «Аполлон» — «Союз». С его помощью наблюдатели, находящиеся на Земле, могли видеть экипажи этих кораблей за работой. (США).


Впервые в истории освоения космического пространства советские космонавты и американские астронавты встречаются на орбите. Эта встреча — знаменательное событие в истории развития человечества. Следуя заветам гениального провидца космоплавания К. Э. Циолковского, человек переступил границы своей прародины — Земли.

Сегодня мы отмечаем первый интернациональный шаг во вселенную. Это не только величайшее достижение научно-технической революции, это наглядный пример совместных усилий стран с разной социальной системой, творческих усилий для дальнейшего движения научно-технического прогресса.

Невольно в памяти встают ступени, по которым человечество поднялось до высоты этого события.

Первый человек в космосе — Юрий Гагарин. Сын советского народа, он первый взмыл на околоземную орбиту, чтобы взять на себя нагрузку неизведанного, всю ответственность первопроходца. Вот почему бессмертно имя этого обаятельного, умного, общительного человека, который навсегда останется в нашем сознании молодым, жизнерадостным и чутким. Мы горды тем, что именно он, коммунист, представитель нашего народа, взял на себя законное право на все времена значиться полпредом человечества во вселенной.

Валентина Терешкова — первая женщина в космосе.

Алексей Леонов... Покинув космический корабль, он завис в невесомом парении над планетой — колыбелью человечества, доказав тем самым возможность свободного выхода в пространство. И поразительно, что именно он, наделенный талантом художника, показал нам красоту незнакомого мира, открывшегося его глазам. Вот почему Алексей Архипович Леонов, член редакционной коллегии нашего журнала, по праву первооткрывателя сегодня не только участник стыковки в космосе, но и стыковки художников, рассказывающих на холсте о красотах вселенной.

В нашей памяти и первые полеты, в которых участвовала группа космонавтов. Полет экипажа в составе В. Комарова, К. Феоктистова, Б. Егорова. Одновременный полет двух и даже трех советских кораблей.

Наконец, советская автоматическая станция на Луне убедительно проложила первые лесенки своих следов по лунному грунту. Она открыла самое перспективное направление освоения далеких планет — с помощью сверхсовременной техники, исключающей необходимость высадки человека в абсолютно неприемлемые для него условия существования.

С особым волнением отметило человечество и подвиг американских астронавтов Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина, впервые высадившихся на Луну с орбитального корабля, которым управлял Майкл Коллинз.

Этапами на пути к стыковке стоят полеты орбитальной станции «Салют» и американской космической лаборатории «Скайлэб».

И вот сейчас мы становимся свидетелями встречи космических кораблей двух народов с переходом представителей этих народов с корабля на корабль. Событие исключительной важности и больших перспектив.

Много месяцев готовилась эта операция в космосе. Еще и еще раз проверялась сложнейшая техника, в создании которой принимали участие многие десятки тысяч крупнейших специалистов в области науки, производства. По словам выдающегося специалиста США в области разработки электроники для корабля «Аполлон» Чарльза Дрейпера, с которым мы встречались на Международном астронавтическом конгрессе в Баку, только для обеспечения программы «Аполлона» на протяжении 15 лет работало 10 тыс человек.



На снимке — участники эксперимента «Союз» — «Аполлон» во время одной иэ своих земных встреч.

Советские космонавты и американские астронавты адресовали читателям «Техники— молодежи» свои автографы на картине «Стыковка в космосе» американского художника Г. МАККОЛЛА (вверху).

Художник изобразил тот волнующий момент сближения двух космических кораблей, когда они словно протягивают друг другу руки для крепкого рукопожатия — первого на общей околоземной орбите.


Долго готовились экипажи стыкующихся кораблей. Каждый из них отлично понимает всю ответственность этого эксперимента для дальнейшего прогресса в области научно-технических контактов. А ведь их много. Это совместная работа советских и американских ученых в создании искусственного сердца и борьбы с бичом человечества — раком. Это разработка научных принципов по сохранению окружающей среды и проблемы создания новых видов транспорта на магнитной подушке.

Интересна точка зрения американского астронавта Вэнса Бранда, с которым мы разговаривали в Москве в мае этого года.

— Наш совместный полет, — говорил Бранд, — начало новых общих планов в космосе, в перспективы которых я искренне верю. Во время посещения Советского Союза я был в Калуге, на родине Циолковского. Я потрясен глубиною его предвидения, поражен объемом и серьезностью его научных вычислений, связанных с освоением вселенной.

Как хорошо, — продолжает астронавт, — что в разных частях нашей планеты рождаются и созревают люди, способные с такой смелостью творить для будущего. У нас в Америке в этой области работал Годдар — о нем советские люди тоже прекрасно знают. Лично я, — говорит Бранд, — считаю стыковку предтечей будущих совместных мероприятий. Через 20—30 лет возможен, например, совместный полет советских и американских космонавтов на Марс. Это слишком дорогое мероприятие для одной какой бы то ни было страны, это глобальное мероприятие всего человечества и в первую очередь двух наших государств.



На рисунке: разрез состыкованных космических кораблей «Союз» и «Аполлон». Два американских астронавта, собравшиеся в «гости» и советскому экипажу, постепенно адаптируются к иной атмосфере «Союза» в переходном модуле. Третий — у поста управления.

ЛИФТ НА ОРБИТАЛЬНЫЕ ВЫСОТЫ


Позади три года напряженных исследований, проектирования, разработок. Позади многочисленные тренировки экипажей, всех служб, готовивших совместный полет советского и американского космических кораблей. Выдающемуся эксперименту на земле и околоземной орбите посвящено немало газетных публикаций, радио— и телерепортажей. О совместном полете «Союза» и «Аполлона» не раз писал и наш журнал (см. «ТМ» № 9, 1974 и № 4, 1975). Сегодня мы знакомим читателей с ракетами-носителями, направившими в космос, подобно гигантским катапультам, советский и американский корабли. Для удобства изображения схемы ракет-носителей даны в разных масштабах.

«СОЮЗ»:

Двухместный стандартный космический корабль. Общая длина — 7,48 м. Размах (с солнечными батареями) — 8,37 м. Общая масса — 6,8 т.

Орбитальный отсек. Диаметр — 2,35 м. Длина — 2,65 м. Масса — 1,2 т.

Спускаемый аппарат. Диаметр — 2,35 м. Длина — 2,2 м. Масса — 2,8 т.

Приборный отсек. Диаметр — 2,72 м. Длина — 2,3 м. Масса — 2,7 т.

«АПОЛЛОН»:

Трехместный космический корабль. Общая длина — 10,4 м. Максимальный диаметр — 3,9 м. Общая масса — 14,6 т.

Пилотируемый отсек. Диаметр — 3.9 м. Длина — 3.5 м. Масса — 5,7 т.

Приборный отсек. Диаметр — 3,9 м. Длина — 7,5 м. Масса — 8.9 т.

Переходный модуль. Диаметр — 1,5 м. Длина — 3,0 м.

РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ:

«Союза» — трехступенчатая, вариант стандартной ракеты-носителя, оснащенной жидкостно — ракетными двигателями. Общая длина — 49,3 м. Максимальный диаметр корпуса — 2.95 м. Максимальный диаметр по стабилизаторам — 10,3 м. Стартовая масса — около 330 т. Стартовая тяга — около 600 т.

«Аполлона» — двухступенчатая ракета-носитель «Сатурн-IB», оснащенная жидкостно-ракетными двигателями. Общая высота — 68,2 м. Максимальный диаметр корпуса — 6.80 м. Размах стабилизирующих поверхностей — 12,4 м. Стартовая масса — 587 т. Стартовая тяга — 726 т.

Схема ракеты-носителя «Союза»

1. Двигательная установка системы спасения. 2. Орбитальный отсек. 3. Спускаемый аппарат. 4. Стабилизаторы системы спасения. 5. Приборно-агрегатный отсек корабля. 6. Третья ступень ракеты-носителя. 7. Двигательная установка 3-й ступени. 8. Переходный отсек между 3-й и 2-й ступенями. 9. Приборный отсек. 10. Кабельная проводка. 11. Бак горючего 2-й ступени. 12. Верхняя подвеска двигательной установки 1-й ступени. 13. Бак горючего одного из четырех блоков 1-й ступени. 14, 15. Бак с окислителем одного из четырех блоков 1-й ступени. 16, 17. Двигательная установка 2-й ступени. 18. Стабилизаторы. 19. Камера сгорания одного из двигателей 2-й ступени. 20. Двигатели управления.

Схема ракеты-носителя «Сатурн-IВ»

1.Система спасения. 2. Разъем. 3. Космический корабль. 4. Приборный отсек корабля. 5. Сопло двигателя коррекции траектории. 6. Переходный модуль. 7. Разъем. 8. Аппаратура. 9. Отсек с горючим 2-й ступени. 10. Баллоны с жидким гелием. 11. Разъем. 12. Отсек с окислителем. 13. Соединение ступеней. 14. Сопло двигателя 2-й ступени. 15. Тормозные ракетные двигатели. 16. Отсек с горючим 1-й ступени. 17. Центральный отсек с окислителем 1-й ступени. 18. Внешние емкости с окислителем. 19. Стабилизаторы. 20. Сопла двигателей 1-й ступени.

С чего начать? С нашей совместной стыковки. С общей заботы об окружающей среде. С многолетней подготовки грядущего полета, которая продлится, как мне кажется, не менее 10 лет. А для всего этого, — заканчивает астронавт, — необходим мир на Земле и дружба наших народов.

Мир, Прогресс, Будущее... Эти слова все чаще звучат в наши дни, заставляя людей всматриваться в трепетные глубины времени. Вот что пишет Виталий Севастьянов, размышляя о будущем:

«Человечество второй половины XX века, выйдя в космос, должно оставить потомкам глобальный, на несколько веков, план развития космических средств, которые вывели бы нашу цивилизацию из солнечной системы в другие миры, к другим подходящим звездам. В этом наш долг, наша ответственность перед будущими поколениями!

Во все времена качественные изменения в жизни человечества были подготовлены принципиально новым подходом к постижению мира; этим мы обязаны гению Коперника, Дарвина, Циолковского. Чтобы принять новый способ видения, человек должен быть духовно подготовлен, обладать бесстрашием и раскованностью ума. Тогда он готов к встрече с будущим, к непрерывному и вечному процессу поиска и открытия. Награда ему — безбрежье космоса, постигнутые тайны мироздания».

В грядущее смотрят не только космонавты, смотрят и художники.

— Нет ничего удивительного в том, — говорил, открывая выставку картин «Грядущий день космонавтики», академик Леонид Седов, — что научно-фантастическая живопись нашла свое первое воплощение в космосе. Само освоение космоса фантастично. Краски вселенной невообразимы по своей яркости и контрастам. Это искусство, порожденное научно-технической революцией, мы, люди науки, можем только приветствовать.

Его мысли поддерживает американский ученый Чарльз Дрейпер.

— Мне кажется, — говорит он, — у советских художников, у живописцев других стран проявилось общее направление развития искусства. Думается, мы придем к миру, где восторжествует общечеловеческое искусство. И с этой точки зрения космическая выставка многому поможет. Она вырабатывает новый философский взгляд и у художников.


Представленная на Международном астронавтическом конгрессе первая в истории выставка художников социалистических стран «Грядущий день космонавтики», высказывания о которой мы привели, вызвала исключительный интерес. Судьба этой выставки намного перешагнула границы, казалось бы, целевого звучания. Ее увидели на Конгрессе миролюбивых сил в Москве. Она посетила Прагу и Братиславу, Будапешт и Варшаву.

У истоков этого нового направления искусства стоит и художник Юрий Швец, работавший вместе с К. Э. Циолковским (репродукции его картин опубликованы в «ТМ» № 4, 1975 г.), и космонавт Алексей Леонов, чье художественное творчество особенно ценно — ведь художник в полном смысле этого слова создает свои космические картины «с натуры». Сегодня этим жанром увлечены художники многих стран и в первую очередь творческая молодежь — и профессионалы и любители.

— Для меня лично, — рассказывает астронавт Вэнс Бранд, — в искусстве особенно важно сочетание любви к природе с любовью к большим скоростям, к стремительности, ко всему тому, что создает техника нашего века. Я вспоминаю, с каким интересом я рассматривал рисунки американского художника Бака Роджерса. Космическое пространство, скафандры астронавтов, необычные краски вселенной — все это так помогает нам вживаться в будущее. Ведь это же подлинная фантастика: все, что мы уже сделали в области космоса за последние 30 лет, когда-то казалось нам, потребует не менее пяти веков. Я за новое искусство!

Сегодня мы представляем советским читателям американских художников, работающих в области космоса. Публикуемые картины составляют часть выставки, сформированной НАСА под руководством Джеймса Дина и куратора Национальной галереи искусств Лестера Кука.

Показанная в прошлом году в Кракове (Польша), Белграде, Любляне и Скопле (Югославия), эта выставка открывается в настоящее время в Москве. Художники разных возрастов и направлений представляют свои картины. Полотна передают романтику освоения космического пространства. Художники, вдохновленные величием старта космических кораблей, сложнейшей техникой нашего времени, раскрывают перед нами значение происходящих событий.

Совместно с картинами советских живописцев, продолжающих публикацию на страницах нашего журнала своих работ с выставки «Космос завтрашнего дня», американские художники расширяют наше представление о безбрежности границ между настоящим и будущим. НА ИЛЛЮСТРАЦИЯХ (стр. 50—53):

● стр. 50
Лоузля НЕСБИТТ.
«Сборочный цех».

Вверх, вверх, вверх... Конструкция сборочного цеха космической ракеты уходит в головокружительную высоту. Здесь воедино собираются все ступени колоссального космического аппарата, чтобы предстать на космической площадке в виде единого целого технического организма.

Генри ПИТЦ.
«Последняя проверка».

Людей не видно, освещено только поле космической техники. Да это и понятно, люди укрылись по бункерам, проверка идет оттуда. Скоро старт...

В. БАЙБАЛЮК, г. Братск.
«Сварка межпланетного причала».

Чеканка по меди удачно подошла к теме сварочных работ в космосе. Астронавты, изображенные здесь, работают с металлом; работа чеканщика так же неотделима от металла. Форма изображения будней космоса нашла здесь точное соответствие с одной из сцен будущего.


И здесь в первую очередь нам хочется отметить тенденции искусства нового жанра. Если на первом своем этапе, который можно назвать периодом становления жанра, художники увлекались изображением космических снарядов во вселенной, то сегодня этого явно недостаточно. Ныне ведущие мастера этого жанра переходят к попытке дать образ человека, осваивающего космос, показать его психологию, его стремления, его смелый и опасный труд звездного первопроходца. От прямого показа неодушевленного металла, созданного человеческими руками, искусство уверенно переходит к показу людей в их благородном труде, космонавтов, совершающих подвиг. И не зря Алексей Леонов на одной из ранних своих картин первый изобразил человека в свободном парении над планетой.

Вот почему «стыковка» советских и американских художников на холсте также представляется нам весьма знаменательным явлением. Это новые пути утверждения культурных связей между нашими народами. Это совместный поиск развития и совершенствования одного из древнейших видов искусства — живописи, находящейся ныне под неудержимым влиянием стремительного вихря научно-технической революции.

● стр. 51
З. БАБАЕВ, г. Баку.
«Рожденный в невесомости».

Человек родился за миллионы километров от земли отцов. Пейзаж за окном «марсианской» станции будет теперь для него родным на всю жизнь. Еще бы! Он впитал его с молоком матери.

Джек ПЕРЛМАТТЕР.
«Луна, горизонт и цветы».

Луна еще впереди, там, на острие вычисленной космической траектории. Но пока она заливает светом ночь космической площадки, застывшую монтажную технику, газон скромных цветов. Картина написана в несколько условной манере, взятой художником в соответствии со своим пониманием космотехники.

● стр. 52
В. КАЛИНИН.
«Покорители вселенной»,
г. Ломоносов Ленинградской области.

На траверзе — сияющая точка далекой звезды. Океан вселенной замешен на ледяном мраке и кипени пены галактик. Человек дойдет до намеченной цели, он уверен в своем полете.

Леонард ДЕРМОТТ.
«Возвращение «Аполлона-9».

Космическая кабина «Аполлона», обуглившаяся в земной атмосфере, купается в прохладе океанических вод. Теперь дело за службой обнаружения. Вертолет завис в воздухе над капсулой. Здоровы ли, живы ли они, космические скитальцы, наши земляне?!

● стр. 53
И. КУЗЬМИН, г. Калуга.
«По азимуту в скафандрах».

Далекая планета мала по размерам, притяжение ее невелико: видите, горизонт близок! Но путь по ней тяжел и непрост — вес жизненного обеспечения ложится на собственные плечи пришельцев с Земли.

Фред ФРИМЕН.
«В наблюдательном бункере».

По телевизионным энранам, через трубы перископов инженеры и ученые контролируют последние секунды пребывания ракеты на Земле. Каждый из специалистов предельно занят. Художник изобразил атмосферу ожидания и напряженности.