«Техника-молодежи» 1975 г №9, с.4-7
«Выход в открытый космос». Репродукция с картины Алексея Леонова. Эти веселые надписи на английском языке адресованы к американским астронавтам. Их сделал командир советского
корабля «Союз» в ожидании гостей при стыковке. |
ЕДВА ЗАВЕРШИЛСЯ ИСТОРИЧЕСКИЙ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В КОСМОСЕ И НАШИ КОСМОНАВТЫ ВЕРНУЛИСЬ В ЗВЕЗДНЫЙ ГОРОДОК, СОТРУДНИКИ РЕДАКЦИИ ВСТРЕТИЛИСЬ С ОДНИМ ИЗ ГЕРОЕВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПОЛЕТА «АПОЛЛОН — СОЮЗ» (ЭПАС), ЛЕТЧИКОМ-КОСМОНАВТОМ, ЧЛЕНОМ РЕДКОЛЛЕГИИ ЖУРНАЛА «ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ» АЛЕКСЕЕМ ЛЕОНОВЫМ.
ПОДЕЛИВШИСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ О ПОЛЕТЕ, О ВСТРЕЧАХ НА «ВЫСОКОМ УРОВНЕ» С АМЕРИКАНСКИМИ КОЛЛЕГАМИ, АЛЕКСЕЙ АРХИПОВИЧ ЛЮБЕЗНО ПЕРЕДАЛ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ В «ТЕХНИКЕ-МОЛОДЕЖИ» РИСУНКИ, СДЕЛАННЫЕ ИМ НА КОСМИЧЕСКИХ ВЫСОТАХ В КАБИНЕ «СОЮЗА». «КОСМОС НА ОСТРИЕ КАРАНДАША» — ТАКОВА ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ КОСМОНАВТА И ХУДОЖНИКА НА СТРАНИЦАХ ЭТОГО НОМЕРА. |
Космос открывается глазам человека неимоверной контрастностью красок. Небо бездонное своей бархатной чернотой. Звезды огромные, немигающие — ведь здесь нет того постоянного колебания атмосферы, которое заставляет звезды, увиденные с поверхности Земли, романтично подмаргивать.
Незабываем облик нашей чудесной Земли. В период восхода и захода Солнца атмосфера планеты переливается всеми цветами радуги, преломляя солнечные лучи. Перистые разводы облаков, закрученные порой в титанические спирали, создают незабываемую мозаику нашего земного шара. Сквозь эту бело-голубую кисею проступают синяя толща океанов и морей, зеленовато-коричневые монолиты континентов.
Фотографии много раз запечатлевали эти картины, заставляя нас, землян, удивляться необычному виду планеты «со стороны». Но мне, художнику, пытающемуся передать палитру космоса незамутненной химическими реакциями проявления фотопленки, всегда хотелось запечатлеть картины космоса в той визуальной чистоте, какими воспринимает их не холодный объектив фотоаппарата, а живой и теплый человеческий глаз.
И здесь на помощь приходят обычные цветные карандаши — ими легче и проще всего запечатлеть пейзаж вселенной, увиденный сквозь иллюминатор.
Во время нашего последнего полета и стыковки «Союза» с американским «Аполлоном» на борту советского корабля находилась обширная документация: 11 папок на русском и 11 папок на английском языках. Это и бортовой журнал, в котором мы записываем все, что происходит в жизни экипажа. Это и многочисленные, но неотвратимо необходимые инструкции. Это, наконец, детальные планы деятельности экипажа в различных условиях. Все необходимо в полете. И упаси бог назвать эти 22 документа, совершившие вместе с нами космический полет, бюрократической библиотечкой космонавта!
Неоднократно во время нашего полета карандаш касался многих страниц этих документов.
Обычная шариковая ручка в космосе не годится. В невесомости паста плохо поступает под шарик — ручка отказывает. Капризничает и обычный карандаш с цветными стержнями. Не знаю, по какой причине: то ли от невесомости, то ли из-за пониженного давления воздуха (в корабле оно ниже, чем обычное, земное), но стержень крошился как никогда. Порою мне приходилось рисовать, зажав в руке сантиметровый кусочек карандашного стержня.
Готовясь к встрече американских гостей, мы украсили свой «дом» веселыми лозунгами, обращенными к нашим коллегам. Не без удовольствия я писал их на английском языке, изучению которого посвятил немало предполетного времени.
«Приходите на борт нашего «Союза»!», шекспировские слова: «О, смелый, новый мир, что имеет таких людей!», «Вновь приходите!» — эти надписи получили заслуженный успех у американцев.
Успел сделать и несколько портретов и подарил их Вэнсу Бранду и Дональду Слэйтону, а один из портретов командира «Аполлона» Томаса Стаффорда оставил у себя и с удовольствием передаю его для публикации в «ТМ».
Но, пожалуй, более интересными для дальнейших исследований могут стать зарисовки «с натуры», сделанные цветными карандашами через иллюминатор корабля. Целая серия рисунков передает разнообразие окружающих нас явлений, многие из которых еще не получили научного объяснения.
Я рисовал облачность над Землей. Верхний слой облачности, контрастируя с продолжающейся атмосферой, образует четкую бело-голубую границу.
Далее голубизна воздушной оболочки Земли переходит в черноту космоса. И вдруг над хорошо различимым бело-голубым разделом я увидел несколько вздыбившихся облаков, прорвавшихся сквозь слой атмосферы. Четко видимые клубы поднимались в отдельных местах над облачным слоем на значительную высоту.
Чем объяснить это явление? Почему клубы облаков, словно нарушая законы физики и метеорологии, вели себя столь независимо?
Еще больший интерес представляет рисунок, один из «персонажей» которого спутник нашей планеты — Луна. На моем рисунке видно четкое отражение перевернутой Луны в слое земной атмосферы. Видимо, толща воздуха, да еще заполненная облаками, превращается в определенных условиях в своеобразное зеркало, способное отражать окружающие предметы. Это явление представляется мне исключительно интересным и также требует своего научного объяснения.
Портрет американского астронавта Стаффорда — командира корабля «Аполлон». Алексей Леонов нарисовал его на борту «Союза» во время посещения советского корабля американскими астронавтами. |
|
Яркая коллекция нагрудных знаков, которые выдавались космонавтам в период тренировок перед стыковкой. Знаки на английском и русском языках соответствуют месту проведения тренировок — на американских или советских тренировочных базах. Бортовой журнал командира, вероятно, один из самых интересных документов. Здесь записываются данные всех наблюдений и происшествий. |
Во время моего первого полета и выхода в открытый космос, почти десять лет тому назад, я успел сделать несколько набросков восхода Солнца. Картина эта поистине фантастична: перед глазами проходит целая палитра красок. И что поразительно: очень четко просматриваются границы между слоями различного цвета. Думается, такое явление даст нам возможность получить новые сведения об атмосфере Земли, необходимые для развития метеорологии.
Мне удалось сделать цветную зарисовку серебристых облаков. Словно легкие белые штрихи, простираются они в самых разреженных слоях нашей атмосферы значительно выше общего уровня облачного слоя. Серебристые облака — загадка, ждущая научного разрешения. Ни происхождение их, ни состав, ни физические характеристики до сих пор окончательно не установлены.
Еще более интересной проблемой, как мне кажется, встает перед наукой задача исследования тончайшей беловато-голубой прослойки, окутывающей нашу планету в самых верхних частях атмосферного слоя. Обнаруженное еще десять лет назад, это явление также ждет научного объяснения.
Белесый пояс на высоте 230 километров не мешает просматривать звезды: они предстают перед нашими глазами в обычном цвете.
На высоте 500 километров белесый пояс становится голубым. При взгляде отсюда звезды приобретают красный оттенок. Чем объяснить это явление? Думаю, эту головоломку наука сможет разрешить в ближайшее время.
Впервые в истории мы получили возможность наблюдать искусственное солнечное затмение. В тот самый момент, когда «Аполлон», отстыковавшись, уходил в пространство, тело американского корабля полностью перекрывало солнечный диск. И вот тут-то мы и получили возможность с исключительной четкостью наблюдать солнечную корону. Силуэт «Аполлона» стал той самой заслонкой, которая полностью перекрыла раскаленный диск Солнца. С волнением наблюдали мы сияние гигантской короны, озарявшей, подобно многоугольной звезде, космическую черноту.
Я запечатлел это явление на бумаге с помощью обыкновенного карандаша. Зрелище было эффектным, незабываемым.
Не менее эффектно выглядит работа двигателей ориентации корабля, действующих в вакууме космического пространства. Наблюдая за «Аполлоном», мы увидели, как двигатели выбрасывают потоки газов, напоминающие острые кинжальные струи. Струи распространялись строго прямолинейно и расходились в стороны почти на 15 диаметров корабля.
Интересно, что во время последнего нашего полета мы так и не получили подтверждения эффекта Гленна, одного из первых американских космонавтов, который якобы наблюдал крохотные светящиеся частицы, непрерывно пронзающие космическое пространство.
Никаких частиц такого характера мы не видели. Самое сильное впечатление произвели на нас продукты распада горючего «Аполлона». Их поток напоминал снежную метель, разбивавшуюся об антенны корабля, заполнявшую своими хлопьями пространство перед иллюминатором. Картина была столь необычна и впечатляюща, что я невольно сравнил ее с привычной зимней метелью.
Я рассказал лишь о нескольких явлениях, которые мне удалось карандашом запечатлеть на бумаге. Было бы интересно, если бы наши ученые, метеорологи и астрономы заинтересовались кругом явлений, получивших свое отражение на кончике моего карандаша.
Сегодня мы выходим в космос в добром содружестве с зарубежными коллегами. Это вдохновляет нас на новые научные открытия и исследования, связанные с планетой Земля — этого огромного космического корабля, несущегося в околосолнечном пространстве по твердым и жестким законам, предписанным природой.
Эти законы определяют климат планеты, чистоту ее атмосферы, обилие солнечного света.
Но жизнь на Земле, политическая атмосфера планеты определяется человеческими взаимоотношениями, теми законами, которые создают люди и которым они следуют.
Я очень рад тому колоссальному потеплению, которое происходит сегодня на нашей планете. Велика заслуга в этом общественно-политическом явлении нашего народа, нашей партии, стоящих на страже мира.
Все это обязывает нас, космонавтов, к новым научным исследованиям и поискам, так необходимым народам Земли, стремящимся к миру и счастью.