«Техника-молодежи» 1975 г №2, с.12, 19, 25



Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Георгий Береговой среди строителей Саяно-Шушенской ГЭС в день перекрытия Енисея.

ЛЮДИ САЯНО-ШУШЕНСКОЙ

Работаем в «космической» бригаде...

11 октября 1975 года, в день перекрытия Енисея, три человека подняли вымпел «Слава труду», переданный саяно-шушенским строителям с Красноярской ГЭС. Одним из них был бригадир комсомольско-молодежной бригады имени Ю. А. Гагарина Валерий Позняков. О нем много и охотно рассказывают.

— С Юрием Алексеевичем Гагариным Валера познакомился в сентябре 1963 года на строительстве Красноярской ГЭС, — говорит член бригады Саша Казаринов. — Тогда бригада, в которой работал Валерий, вместе с космонавтом укладывала первый бетон в здание машинного зала гидростанции. Я еще не работал в этой бригаде. С Валерием свела меня судьба на строительстве Нурекской ГЭС, а членом бригады стал только здесь, на Саяно-Шушенской, 6 декабря 1973 года. Как видите, памятная и почетная дата.

— Я лично и не решался проситься в бригаду, — добавляет другой Саша, Кандауров. — Считал, что это особая честь, которую нужно еще заслужить. И когда год назад меня направили к Валерию, воспринял это как самую большую свою удачу, как особое доверие, которое нужно оправдать.

— Работаем в нашей «космической» бригаде с большой ответственностью, — снова берет слово Саша Казаринов. — В июне мы завоевали право уложить 500-тысячный кубометр бетона, а решением ЦК ВЛКСМ и Министерства энергетики и электрификации признаны лучшей комсомольско-молодежной бригадой в министерстве. За восемь месяцев этого года уложили 27 тыс. м3 бетона против 25,5 по плану. По сравнению с прошлым годом производительность труда возросла, на 18%. Но того, чтобы «выкладываться», «надрываться», у нас нет. Живем нормальной жизнью. У многих семьи, некоторые учатся. Основная заслуга в этом нашего совета бригады, и больше всех бригадира.

По-моему, Валерий очень дорожит тем, что бригада носит имя Юрия Алексеевича Гагарина. Что-то есть в них общее. Доброта, скромность, простота — вот основные качества бригадира. Он никогда не срывается, всегда готов прийти на помощь. А самое главное — умеет и любит работать. Делает свое дело красиво. Смотришь — и невольно завидуешь.


Сканировал Игорь Степикин

Космические известия

Луна по-прежнему продолжает привлекать внимание исследователей. Совсем недавно советские ученые, которые анализировали фотоснимки, сделанные автоматическими станциями «Зонд-6» и «Зонд-8», пришли к выводу: на обратной стороне Луны близ ее южного полюса есть горы, вздымающиеся над поверхностью на 10 км! Напомним, что высочайшая вершина Земли — Джомолунгма (Эверест) — имеет высоту 8848 м. Другое открытие позволил сделать прибор, оставленный на Луне экипажем корабля «Аполлон-17». Оказывается, заход и восход Солнца на Луне сопровождаются чудовищными пылевыми бурями. Создается впечатление, что терминатор — граница между освещенной и теневой сторонами Луны, — обегая в течение лунного дня поверхность нашего спутника, как бы тянет за собой пылевой вал, мчащийся со скоростью в несколько тысяч километров в час. Предполагают, что причина этих бурь — электростатическое поле, возникающее на терминаторе по неизвестным еще причинам.


Солнце, оказывается, дрожит мелкой дрожью, как студень, — установил американский астроном Г. Хилл. Края нашего светила совершают колебания с амплитудой в 10 км и с периодом 50 мин. Такое дрожание — ничтожное в космических масштабах — оказалось, однако, весьма ценным для ученых: оно дает возможность получить некоторые сведения о распределении и свойствах вещества, находящегося в глубинах Солнца.


В №9 за 1975 сод мы писали о том, что у четырех больших спутников Юпитера есть свои атмосферы. Изучение газовой оболочки одного из них — Ио — показало, эта планетка окружена облаком ионизированного натрия. Откуда он взялся?

Ученые предполагают, что поверхность Ио покрыта слоем солей. По всей вероятности, с поверхности спутника первоначально под действием излучения Юпитера испарилась вся вода, потом стала высвобождаться вода, химически связанная, находившаяся в породах в недрах спутника. Эта-то вода, растворяя соли, и выносила их на поверхность Ио. Здесь под действием бомбардировки частицами из юпитерианских радиационных поясов и образовались ионы натрия.


Во время полетов кораблей «Аполлон» к Луне некоторые космонавты наблюдали странные вспышки, получившие в науке название фосфенов. Что это за вспышки? Почему они возникают? На этот счет было высказано множество предположений. Говорили, что это результат действия космических излучений и невесомости на человеческий организм, но, как выяснилось, доктор К. Тобиас из Калифорнии предсказал существование фосфенов задолго до того, как их наблюдали космонавты!

По мнению Тобиаса, фосфены — это результат соударения заряженных частиц, движущихся вдоль магнитных силовых линий Земли, с сетчаткой глаза космонавта. Для проверки идеи Тобиас, Будинджер и Макмиллан провели эксперимент на самих себе. Поток разогнанных в циклотроне ионов гелия, углерода, азота и кислорода падал на сетчатку глаз исследователей и производил ощущение ярких световых вспышек. Проанализировав результаты эксперимента, Тобиас пришел к выводу, что для наблюдения фосфенов необходимо одновременное выполнение трех требований: частицы должны быть сильно ионизирующими; должны попадать на сетчатку, двигаясь в определенном направлении; глаза должны быть адаптированы к темноте.