«Техника-молодежи» 1977 г №1, обл 1-2, с.14-15, 41, 62

2. ОКРАСКА В „ТЕПЛЫЕ ТОНА"

Фотосъемка в инфракрасном свете все активнее берется на вооружение современной астрономией для получения новых данных, которые в обычном спектре не видны. Но вместе с тем окраска Марса в теплых тонах воздействует и на чувства. Сравнивая нижний «нормальный» снимок с верхней фотографией, сделанной в инфракрасных лучах, ловишь себя на том, что второе изображение (оба взяты из западногерманского журнала «Флюг ревю») вселяет больше надежд на положительное решение вопроса: «Есть ли жизнь на Марсе?»


Кольца Сатурна,

можно сказать, порождены прогрессом телескопостроения, и каждое новое усовершенствование этих приборов приводит к открытию все новых и новых деталей в этом феномене солнечной системы. «Когда я рассматриваю Сатурн в свой телескоп, — писал в 1610 году Галилей, — он мне кажется тройным: посередине находится самая большая звезда, а две маленькие лежат на одной прямой по обеим ее сторонам». Такими представились кольца Сатурна их самому первому наблюдателю. Спустя пятьдесят лет с помощью более совершенного телескопа, изготовленного собственными руками, голландский геометр X. Гюйгенс понял: он наблюдает не планеты, а широкое и очень тонкое кольцо. Еще через 15 лет, в 1675 году, итальянец Кассини установил, что у Сатурна не одно, а несколько колец, лежащих одно внутри другого и отделенных друг от друга темными полосами, сквозь которые видно темное небо.

С тех пор Сатурн (пристально изучался астрономами, которые установили, что наибольший диаметр кольца — 278 тыс. км; что оно состоит из трех колец — матово-белого кольца А шириной 19 818 км, блестящего кольца В шириной 27 966 км и темного, или флерового, кольца С шириной 18 216 км. Кольцо А и кольцо В отделены друг от друга промежутком Кассини шириной 2741 км. Толщина колец ничтожна по сравнению с их диаметрами и колеблется от 150 до 3200 км. Особый интерес у астрономов вызывало кольцо С, расположенное ближе всех к Сатурну и настолько прозрачное, что планета просвечивает сквозь него.

Изучение сатурнианcких колец привело ученых к заключению, что они состоят из небольших каменных обломков и частиц космической пыли, обращающихся по орбитам вокруг Сатурна.

Во второй половине XX века начали появляться сообщения о том, что у Сатурна гораздо больше колец, чем было открыто ранее. Так, Фейбельман в 1967 году заявил о существовании более далекого от планеты кольца, чем кольцо А. Такое же заявление сделал в 1974 году Куипер. И вот с 1970 года французский астроном Герин публикует результаты своих наблюдений еще одного внутреннего кольца — кольца D. Проводя фотометрическое исследование в двух измерениях, Герин обнаружил промежуток между кольцами С и D наподобие промежутка Кассини, отделяющего кольца А и В. Открытие этого промежутка может представить значительный практический интерес. Как уже сообщалось, американская автоматическая межпланетная станция «Пионер-11» в сентябре 1979 года должна достичь окрестностей Сатурна. Ее траекторию было бы интереснее всего скорректировать так, чтобы она пролетела как можно ближе к экваториальной поверхности Сатурна, но в то же время не в тех зонах, где велика вероятность столкновения с частицами, из которых состоят кольца. Так вот, может оказаться, что самой выгодной траекторией для «Пионера-11» станет траектория, проходящая через узкую щель между внутренними кольцами Сатурна.

КОСМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ИНДИИ. Бюджет Индии на 1976—1977 годы предусматривает ассигнования на космические программы. Какие же направления решили разрабатывать специалисты? Во-первых, спутник, выводимый на орбиту советской ракетой-носителем, для наблюдения Земли. Во-вторых, разработка системы для передачи телевизионных учебных программ через американский спутник связи. В-третьих, эксперименты по дальней связи с помощью франко-германского спутника «Симфония» для получения данных, необходимых в проектировании наземных станций гигантской региональной системы связи. В-четвертых, участие в испытаниях европейской ракеты-носителя «Ариана» с целью накопления технического опыта для проектирования индийского спутника «Инсат». И наконец, в-пятых, разработка собственной ракеты-носителя, способной вывести на орбиту спутник весом 40 кг (Индия).

 

К 1-й стр. обложки

ДОРОГИ К ЗВЕЗДНЫМ ОСТРОВАМ


Открыта дорога в космос, реальностью стали сложнейшие кибернетические системы и атомные корабли, трансконтинентальное телевидение и голографические устройства памяти... За короткий отрезок времени человек оказался в окружении новых, ранее не существовавших вещей. И речь идет не только о них — о подлинной революции в науке и технике, последствия которой грандиозны, всеобъемлющи, органически сливаются с коренными изменениями в производстве и жизненном укладе. Эти проблемы пытались передать многие молодые художники — участники Всесоюзной выставки «Молодость страны», проходившей недавно в Центральном Выставочном зале Москвы и организованной Союзом художников СССР и ЦК ВЛКСМ.

Картина молодых советских художников В. Арпашина и А. Барахтянского «Наука» (см первую страницу обложки) языком красок и образов передает динамизм свершающегося, раскрывает облик нашего времени. Наука, это могучее дерево, взращенное человеком-творцом, дарит плоды, ценность которых непреходяща. Не столь уж долог путь от воздушных шаров до ракет...

И Николай Коперник и Юрий Гагарин позволили нам глубже постигнуть мироздание, понять гармонию небесных сфер. Внизу — обобщенный портрет молодого ученого. Это ему передана ныне эстафета поколений, его руки прикоснутся к сокровеннейшим тайнам бытия, это ему предстоит охватить пристальным взором то, что сокрыто еще в океанских толщах и звездных просторах.