«Техника-молодежи» 1977 №7, с.18-19



В просторах вселенной

Как возникла жизнь? Вопрос сложен, ответ на него неоднозначен, пытливая мысль многих ученых до сих пор пытается проникнуть в величайшую тайну бытия. Проще ответить на этот вопрос, если иметь в виду только нашу планету. По мнению академика А. И. Опарина, первородный органический материал был схож с полужидкими, студнеобразными капельками. Каждая капелька могла сохранять свою индивидуальность и развиваться независимо от всех остальных. Самые приспособленные «молекулы жизни» совершенствовались: принцип естественного отбора, по смелому предположению А. И. Опарина, действовал уже на этом уровне.

Доктор Дж. Д. Бернал из Лондонского университета считает, что наиболее благоприятные условия для возникновения жизни складывались на берегах морей и океанов. «Жизнь, подобно Афродите, возникла из пены морской», — пишет Дж. Бернал.

Ветры гонят к берегу тонкий слой органической слизи, всплывающей на поверхность. По образному сравнению ученого, как будто неведомый повар-исполин снимает навар с поверхности океанского котла и стряхивает его на побережье. «При ветре, дующем в сторону берега, — замечает ученый, — все то, что находится на поверхности моря протяженностью в сотни и тысячи миль, может уместиться на полосе побережья длиной всего в несколько миль».

Так накапливался «строительный материал». В преобразованном виде он попадал в море — колыбель живого.

Но как накапливается органическое вещество на морской глади? Доктор П. Дж. Уонгерски проводил опыты в лаборатории Йельского университета: через искусственную морскую воду с растворенными в ней органическими веществами он пропускал пузырьки воздуха. Оказалось: аминокислоты и некоторые другие вещества, столь важные для построения клеток, прилипали к пузырькам, образуя тончайшую пленку. Воздух транспортировал «строительный материал» на поверхность!

А ведь морская пена, похоже, «работает» точно так же, сбивая в комочки органику.

Может ли возникнуть жизнь в глубинах Галактики? Легко ли проследить возможные пути и формы величайшего таинства природы?

«Прослеживается тенденция считать условия на планетах одинаковыми в пространстве и во времени, — говорит американский ученый К. Саган, — но это неверно. Например, почти во всех учебниках астрономии исключается возможность жизни на Юпитере из-за очень низких температур, в то время как эти температуры относятся лишь к самым внешним облачным слоям. По этим же соображениям можно было бы исключить жизнь на Земле.

Самые современные модели Юпитера показывают, что ниже видимого слоя облаков имеются весьма благоприятные условия. Не исключено, что там есть жидкая вода, температура составляет около 300° К и имеется ряд молекул в газообразном состоянии, которые необходимы для возникновения жизни. Это пример пространственной неоднородности. Неоднородность же во времени зависит от типа атмосферы».

Да, даже условия на одной из планет солнечной системы вызывают порой жаркие споры. Что же тогда говорить о безбрежных галактических просторах, где рои бесчисленных планет плавают под лучами жарких солнц! Можно лишь предполагать, что условия там складываются самые различные. Нет сомнения, что могут найтись и планеты земного типа, и резко отличные от таковых.

Лишь воображение художника-фантаста может перенести нас к далеким и загадочным мирам.

«Космический лебедь» — так назвал свое полотно художник из Болгарии П. Аврамов (слева). Можно лишь гадать, какие механизмы жизни лежат в основе столь необычной формы «космической фауны». Углерод? Фтор? Кремний? Нет, вряд ли можно определить «главный элемент», главный секрет невиданного существа. Ведь живое может использовать и рои элементарных частиц, и об этом говорят отнюдь не только фантасты. Ростки жизни могут быть сильнее камня, сильнее железа, но как, наверное, непросто будет их разглядеть капитанам звездных кораблей! Если, конечно, они не напомнят о Земле, как на полотне П. Аврамова...

Другая картина того же художника — «Звездное утро». Это философская работа, в которой автор попытался в аллегорической форме передать биение пульса жизни, тайну ее рождения. А произошло это, вероятно, на заре становления миров. Жизнь вечна, неуничтожима — вот философский пафос работы П. Аврамова.

Уместно вспомнить бессмертную поэму Лукреция Кара:

«...Каким образом случайные встречи атомов падающих вертикально, но с незаметными уклонениями, и без которых природа ничего бы не произвела, каким образом эти встречи положили основание небу и земле, прорыли бездну океана, установили движение солнца и луны?.. Элементы мира расположились в том порядке, в каком мы их видим, совсем не вследствие ума и размышления: они совсем не уславливались между собой относительно движений, которые желали сообщить друг другу; но, бесконечные числом, движимые на тысячу разных ладов, подчиненные с незапамятных времен совершенно посторонним толчкам увлекаемые своею собственной тяжестью, они приближались друг к другу, соединялись друг с другом, при этом возникли тысячи их сочетаний, и, наконец, время, соединения и движение привело их в порядок — они образовали большие массы. Так возник первый абрис земли, морей, неба, одушевленных существ».

Нет ничего, кроме материи и пустого пространства, в котором она движется, говорил Лукреций.

Ныне, многие столетия спустя, вечное таинство жизни вдохновляет художников, волнует воображение, дарит нам, людям космической эры, мечту о звездном поиске грядущих дней.

Иван ПАПАНОВ