«Техника-молодежи» 1977 №8, с.6-7
У обоих полюсов планеты раскинулись сказочные нетронутые ледяные просторы. Десятки экспедиций почти не оставили следов на снежной целине. И все же научные станции Антарктики, поселки исследователей-первооткрывателей ледового континента означают планомерное наступление, постоянную работу — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем — по раскрытию тех возможностей, которые нельзя не использовать. Антарктика — удивительнейшая природная лаборатория.
Картина художника-фантаста В. Букреева отражает завтрашний день, грядущее ледового континента. «Самый южный ракетодром» — называется полотно (вверху).
Удивительна земля, навеки скованная льдом, — обыденные, казалось бы, вещи обретают здесь крылья мечты. Край романтиков. Ветер странствий ведет сюда самых сильных и смелых. Наверное, и в будущем исследователей ждут здесь снега, и морозы, и заструги. И дюзы ракет, оплавив острые грани торосов, будут уноситься в иные миры, в волшебное пространство мечты...
Наверное, и тогда понадобятся те же слова, чтобы передать колорит сурового края. «Впереди — сплошная гряда чередующихся твердых застругов и сугробов рыхлого снега, — вспоминает об одном из антарктических походов его участник Г. Лазарев. — При отсутствии видимости светятся только гладкие поверхности заструг. Их мерцающий блеск, кажется, идет откуда-то издалека. Тягач начинает карабкаться вверх, затем вдруг ныряет вниз. Кажется, проносимся над бездной, но мы знаем, что летим с заструги, а не в трещину».
Естественно стремление освоить, обжить и этот пустынный континент. В 1972—1973 годах на южнополярной станции Новолазаревская впервые предпринята попытка вырастить свежие овощи в теплице. И этот сам по себе прелюбопытнейший факт говорит о многом. Можно ли сомневаться в жизненности мечты тех художников-фантастов, которые главное внимание сосредоточили на проблеме «человек в экстремальных условиях»? Разумеется, нет: наша жизнь, достижения тех, кто идет впереди времени, залог того, что мечта обернется явью.
Станция Новолазаревская затеряна в ледовых просторах, и пейзаж там, вероятно, очень походит на тот, который изображен В. Букреевым. 71 градус южной широты! Это где-то в районе Земли Королевы Мод. Единственная связь с Большой землей — радио.
«Место для строительства теплицы было выбрано с подветренной и самой солнечной стороны жилого дома, — пишут участники антарктической экспедиции А. Малолеткин и А. Норман. — Строительство началось в середине октября 1972 года. Господствующие на станции сильные ветры заставили особое внимание уделить теплоизоляции, поэтому боковые и передняя светонепроницаемые стены были сделаны четырехслойными: фанера — доски — засыпной слой (опилки, ветошь) — фанера. Крутая односкатная крыша представляла собой жесткую рамную конструкцию, обтянутую двумя слоями полиэтиленовой пленки таким образом, чтобы воздушная прослойка между ними была толщиной 4— 6 см. Для обогрева использовались масляные электрорадиаторы...» Но где взять почву, землю для теплицы? И авторы эксперимента решили заменить ее смесью песка, опилок, золы и лишайников. В искусственный грунт добавлялись микроэлементы. И уже на 41-й день после высадки семян был собран первый урожай огурцов.
В какие миры приведет космонавтов ветер звездных странствий? Трудно ответить на этот вопрос, если иметь в виду отдаленное будущее. Художник В. Букреев все же попытался это сделать. Его картина — «Первый росток» (справа) — олицетворяет именно тягу человека к земному, к тому, что дорого и далеко, оставлено где-то на голубой планете, нашей планете...
Быть может, улетая, возвращаясь на родину, космонавты оставляют на чужой планете росток — символ жизни. Кто знает, сколько трудов потребовала бы эта работа — создать такую форму живого, которая не погибла бы под лучами иного солнца!
Или, может быть, они нашли следы здешней, неземной, жизни и бережно помогли первому растению проснуться после тысячелетней спячки, после жестокого натиска знойных песков? Ведь жизнь не исключение во вселенной. Недаром шведский ученый С. Аррениус писал когда-то о необычных, но отнюдь не фантастических способах распространения живого вещества в галактических просторах. Мельчайшие споры, зародыши жизни переносятся сначала ветром в заоблачные выси планет, потом их увлекает давление звездных лучей — они пускаются в беспримерное и долгое путешествие по звездному океану.
И вот они попадают на другую планету — и в новых условиях через миллионы и миллионы лет из крохотных частиц живой материи здесь возникают, развиваются совсем иные формы растений, животных. Начнется новый, звездный этап эволюции. Быть может, жизнь повторит себя. Наверное, все же это исключение, а не правило. Бесконечное совершенствование, приспособление к иным условиям, разумеется, привнесут необычные, удивительные черты в облик живых существ. И даже внешнее сходство заставит лишь тщательнее искать различия...
Мы на пороге дальних звездных экспедиций — вот в чем пафос картины молодого художника-фантаста.
Сегодня, как никогда, человек с пристальнейшим вниманием следит за сложными и подчас не поддающимися управлению процессами в биосфере нашей голубой планеты. Открылись новые горизонты познания, новые законы и веления: могущество человечества коснулось всепланетных проблем, оно не должно упускать из вида сложный аспект взаимодействия с природой. Это верно для колыбели жизни — Земли. А завтра, послезавтра или вовсе в далеком грядущем человек столь же бережно вступит в пределы звездных миров мечты.
ЕЛЕНА ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ