"Техника-молодежи" 1978 г №4 с.13-14




НОВЫЙ ЭТАП ОСВОЕНИЯ КОСМОСА

«Магистральный путь человечества в космос» — так назвал Л. И. Брежнев создание орбитальных станций со сменяемыми экипажами. И на этом пути, начатом 17 лет назад 108-минутным полетом Юрия Гагарина, сделан огромный шаг вперед. Если Гагарин блистательно продемонстрировал принципиальную возможность полета человека в космическое пространство, то теперь Ю. Романенко и Г. Гречко, В. Джанибеков и О. Макаров, А. Губарев и В. Ремек впервые в истории осуществили ряд операций, начав новый этап освоения космоса. Почти фантастичным представляется нам этот принципиально новый шаг в космоплавании, освещенный коротким словом «впервые».

На протяжении трех месяцев впервые на орбите был создан пилотируемый научно-исследовательский комплекс из трех космических аппаратов: «Салют-6» — «Союз-26» — «Союз-27». Впервые экипажи обменялись в космосе кораблями. Беспилотный транспортный корабль «Прогресс-1» автоматически состыковался со станцией «Салют-6», впервые доставив на нее оборудование, продукты и топливо. Впервые произведены коррекции трехзвенного комплекса с помощью двигателей транспортного корабля. Впервые осуществлена дозаправка космической станции топливом на орбите. Впервые в космосе работал международный экипаж «Салют-6» — «Союз-27» — «Союз-28», в состав которого входил гражданин ЧССР Владимир Ремек... Впервые экипаж в космосе находился в течение 96 суток. Вот почему еще более романтическим представляется нам следующий шаг освоения околоземного пространства.

Мы приступаем к планомерному использованию космической целины. Впереди комсомольские ударные стройки в космосе, а может быть, и строительство грядущего Комсомольска-на-орбите. Но этого мало. На орбите — интернациональный экипаж.

«Интеркосмос» — космическое содружество ученых социалистических стран. Он возник в 1967 году по инициативе нашей страны. С тех пор специалисты СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии и Чехословакии ежегодно встречаются для составления и координации планов совместных космических исследований. В программу «Интеркосмос» входит изучение физических свойств космического пространства, космической метеорологии, биологии и медицины, а также решение чисто практических задач — изучение природных ресурсов Земли, прогноз погоды, а также установление связи через систему «Интерспутник».
На снимках:

Вверху: Георгий Гречко, Алексей Губарев, Владимир Ремек, Юрий Романенко.

Внизу: Владимир Джанибеков, Олег Макаров.

Уже в 1976 году Советский Союз внес предложение включить в программу совместные полеты на советских пилотируемых кораблях и орбитальных станциях. По плану до 1983 года включительно состоятся полеты граждан из всех стран — участниц «Интеркосмоса».

Таким образом, Чехословакия стала третьим государством после СССР и США, гражданин которого с высоты космических трасс взглянул на нашу планету. Но он был подготовлен к этому.

Космические исследования в Чехословакии были начаты сразу же после запуска первого советского спутника: проводились наблюдения за изменениями орбит искусственных спутников Земли, уточнялись данные о гравитационном поле планеты, велись геофизические наблюдения и измерения во время полетов спутников серии «Космос». С момента запуска первого спутника серии «Интеркосмос» (14 октября 1969 года) научные приборы и аппаратура чехословацкого производства находились на борту почти всех семнадцати спутников этой серии.

Ко времени совместного полета советских космонавтов Г. Гречко, Ю. Романенко, А. Губарева и чехословацкого космонавта В. Ремека ученые из ЧССР уже имели богатый опыт в решении космических проблем. Научные эксперименты, осуществленные представителями двух стран СССР и ЧССР, охватывали широкий круг научных проблем. Вот некоторые из них.

Сотрудники Астрономического института Чехословацкой академии наук составили программу визуального наблюдения определенных звезд. Анализ полученных данных поможет астрономам создать автоматический фотометр, который, в свою очередь, поможет астрономическим наблюдениям с борта орбитальной станции.

«Морава-сплав» — цель этого эксперимента: исследование закономерностей затвердевания расплавов кристаллических материалов и роста кристаллов из газообразной фазы. Авторы этих исследований — ученые Института физики твердого тела ЧСАН и Института космических исследований АН СССР.

Цель совместного эксперимента «Хлорелла-1» — дальнейшие исследования водорослей в невесомости, имея в виду создание надежных систем жизнеобеспечения в условиях длительного космического полета на основе фотосинтеза.

Для эксперимента «Кислород» специалистами ЧССР создан уникальный портативный бортовой прибор «Оксиметр» с набором датчиков, позволяющий вести исследования кислородного режима тканей.

Основные цели эксперимента — получить данные, которые позволят оценить интенсивность окислительных процессов в тканях человека в условиях невесомости...

Космос все время ставит перед нами совершенно новые и неожиданные вопросы.

Вот пример: космический вакуум и длительная невесомость могут оказаться важными технологическими факторами, которые позволят создавать сверхчистые вещества и сплавы из металлов, резко различающихся по удельному весу. На «Салюте-6» такой эксперимент был проведен на весьма совершенной установке «Сплав-01», созданной советскими специалистами. В этой печи, весящей 23 кг, есть три температурные зоны: горячая — 1000° С, холодная — 700° С и градиентная, в которой температура меняется от максимума до минимума. В каждую из этих зон во время эксперимента вставляется по кварцевой ампуле с различными сплавляемыми веществами.

Чтобы не потерять ни одного ватта драгоценной мощности, было решено окружить печь самой совершенной теплоизоляцией — с использованием космического вакуума. Для этого ее поместили в шлюзовую камеру, с помощью которой выбрасываются в космос отходы. А для снижения потерь тепла излучением раскаленное «сердце» печи окружено молибденовыми отражателями. Благодаря таким ухищрениям удалось на поверхности печи поддерживать температуру всего 40° С. И при всем при том печь потребляет всего 300 Вт.

Любопытная особенность проводившегося космического эксперимента: космонавты, несколько месяцев работавшие на орбите, были ближе к нам, чем, скажем, люди, ушедшие в плавание или уехавшие в командировку. Мы каждый день видели их на экранах телевизоров, знали, как обстоят у них дела, они рассказывали нам о своих впечатлениях, о своей жизни. И в том, что мы все это время ощущали длительный постоянный контакт с космонавтами, и состоит важнейший, хотя, быть может, и непредусмотренный психологический результат грандиозного эксперимента. Важнейший, ибо он дал человечеству возможность ощутить то недалекое будущее, когда околоземное космическое пространство станет обычной строительной площадкой.

МИР ПРИВЕТСТВУЕТ...

2 марта 1978 года космический корабль «Союз-28» состыковался с орбитальным комплексом «Салют-6» — «Союз-27», а международный экипаж — советские космонавты Ю. Романенко, Г. Гречко, А. Губарев и чехословацкий космонавт В. Ремек — приступил к совместным научно-техническим исследованиям. «Работа... советских и международных экипажей открывает новые перспективы в области дальнейшего освоения космического пространства» — так оценили это событие Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев и Генеральный секретарь ЦК КПЧ, Президент ЧССР Густав Гусак.

Мировая пресса единодушна в оценке небывалого эксперимента. Вот всего лишь несколько высказываний :

«Совместный полет советского и чехословацкого космонавтов на советском космическом корабле — это яркий пример тесного сотрудничества братских стран в различных областях человеческой деятельности».

«РУДЕ ПРАВО», Прага

«Речь идет не просто об улучшении космического рекорда, а о чем-то более значительном. По мнению специалистов, соединение в космосе трех пилотируемых аппаратов — это начало длительной программы исследования космоса людьми».

«ПОГЛЕД», София

«Есть основания верить, что следующий гигантский скачок человечества в космос будет сделан сообща и люди создадут вне Земли новое коллективное жилище».

«САЙЕНС НЬЮС», Вашингтон

«Это начало генеральной репетиции непрерывного исследования космоса с околоземной орбиты».

«ДЕЙЛИ МЕЙЛ», Лондон

«Полеты в этом году должны быть осуществлены космонавтами четырех стран: Польши, ГДР, Советского Союза, Чехословакии. Наши будущие космонавты — замечательные польские летчики-офицеры готовятся к осуществлению одного из очень важных этапов программы».

«ЖИЧЕ ВАРШАВЫ»