"Техника-молодежи" 1978 г №4 с.4-6




ВЕЛИКИЙ ПРОВИДЕЦ ГРЯДУЩИХ ДНЕЙ


Несмотря на огромную занятость, В. И. Ленин живо интересовался новинками техники и, в частности, авиацией. Еще в годы эмиграции, будучи в Париже, Владимир Ильич наблюдал за первыми полетами аэропланов.

И когда на параде 1 Мая 1918 года единичные самолеты представляли Военно-Воздушные Силы молодой Советской Республики, Владимир Ильич с интересом следил за их полетом.

Но уже тогда, в те далекие годы, Ильич думал о космических путешествиях и помогал их рождению. Он имел непосредственное отношение к судьбе К. Э. Циолковского. 9 ноября 1921 года Ленин подписал решение Совнаркома: «...ввиду особых заслуг изобретателя К. Э. Циолковского в области научной разработки вопросов авиации назначить К. Э. Циолковскому пожизненную пенсию...»

Позже, расспрашивая руководителя Главнауки Ф. Петрова о посещении им калужского ученого, Владимир Ильич сказал:

— Вы ему обязательно увеличьте субсидии для работы. Обязательно, В его руках — ключ к будущему нашей ракетной техники.

Как он сказал: «Еще при вашей жизни полетят в космос? Замечательно!»

Великий провидец будущего В. И. Ленин на заре революции раз глядел космические полеты грядущего. А великий ученый К. Э. Циолковский не ошибся в оценке революции как первостепенного фактора в деле развития космоплавания.


Владимир Александрович Шаталов — летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации. Владимир Александрович трижды побывал в космосе. Сейчас В. Шаталов — руководитель подготовки советских космонавтов.

В этом году в издательстве «Молодая гвардия» выходит книга В. Шаталова «Трудные дороги космоса», отрывки из которой мы публикуем в этом номере.


ВЛАДИМИР ШАТАЛОВ,
летчик-космонавт СССР,
дважды Герой Советского Союза,
генерал-лейтенант авиации


П

илотируемая космонавтика вступает в новый этап своего развития. Уже в ближайшие годы орбитальные станции с экипажами на борту органично войдут в нашу жизнь. На космические орбиты уже вышли корабли с международными экипажами. И если в первые два десятилетия космической эры в космосе побывало немногим более восьми десятков человек, то уже в третьем на работу в космос отправятся сотни и тысячи людей.

Будущие покорители космоса — это сегодняшние комсомольцы и пионеры, ровесники «Востоков» и «Восходов», «Союзов» и «Салютов». Комсомол всегда был и будет впереди. По призыву партии он не раз объявлял важнейшие стройки страны ударными комсомольскими. Вспомним Братскую ГЭС и газопровод «Дружба», КамАЗ и БАМ. Не сомневаюсь, что очень скоро мы услышим об «ударных космических стройках», а один из первых космических городов будет называться «Комсомольском-на-орбите».

Кто захочет побывать в космосе, на орбитальной станции, тому придется серьезно к этому готовиться, упорно воспитывать в себе твердость характера, закалять волю, тренировать свое тело. И конечно, в космос отправятся люди, получившие специальную профессиональную подготовку.

Я не думаю, что трудности или опасности могут отпугнуть сегодняшнюю молодежь от космонавтики — новой, сложной и романтичной профессии. Хотя условия подготовки к полетам в космос, да и сами полеты скоро станут совсем иными, тем не менее опыт первых космонавтов (а я имею честь принадлежать к их числу) сослужит хорошую службу для всех, кто в будущем решит посвятить свою жизнь космосу, как посвятил ее Юрий Гагарин, проложивший дорогу в просторы вселенной.

***

Впервые я увидел Гагарина на Государственной комиссии, где окончательно решалась наша судьба — быть или не быть нам космонавтами. Узнав, что на заседание комиссии приедет первый космонавт, Юрий Алексеевич Гагарин, мы: Георгий Добровольский, Лев Демин, Юрий Артюхин, Алексей Губарев, Анатолий Филипченко, Виталий Желобов, я и еще несколько человек, кажется, забыли обо всем на свете и ждали только вот этой встречи.


ПЕРВОПРОХОДЦЫ КОСМИЧЕСКИХ ТРАСС

Все так волновались, что даже не заметили, как вошел в нашу комнату летчик с майорскими погонами, с широкой, очень знакомой улыбкой на лице.

ГАГАРИН!

В растерянности стояли, не зная, что делать, как себя вести. Юрий Алексеевич понял наше состояние и первым нарушил затянувшуюся паузу:

— Что, соколики, дрожите?

Сразу стало как-то легко и спокойно. На наших лицах прорезались улыбки. Знакомство состоялось.

Гагарин расспрашивал: откуда прибыли, много ли летали, какой у кого класс... Когда очередь дошла до меня и я рассказал Юрию Алексеевичу, что имею первый класс и осваиваю полеты на истребителе Су-7 (это машина конструкции П. Сухого), он забросал меня вопросами об этой машине. Я почувствовал в нем настоящий профессиональный интерес. Нам же хотелось расспросить Гагарина о космическом корабле, но мы стеснялись перебивать его и с готовностью отвечали на вопросы, которые он нам задавал.

Наконец кто-то решился:

— Расскажите о космическом корабле...


Так уходил в космос Юрий Гагарин.

— В двух словах о космической технике не расскажешь, — коротко ответил Юрий Алексеевич и добавил: — Да вы сами скоро все увидите. Самое страшное позади, теперь-то уж все будет в порядке! Пока, до встречи в Звездном городке! (Так с легкой руки Гагарина стали называть подмосковный центр подготовки космонавтов.)

***

Юрий Алексеевич Гагарин был человек необыкновенный. В нем органично сочетались разные свойства. Сдержанность взрослого человека уживалась с почти детской непосредственностью. Неколебимая воля, принципиальность и требовательность к себе и другим — с добротой, отзывчивостью и легким, веселым характером. Он никогда не сидел без дела. Внутренняя энергия била в нем через край. Нас всегда поражала его работоспособность. Все, за что брался, делал добротно, основательно, с увлечением. Помимо непосредственной работы в Центре подготовки космонавтов, у него было немало и общественных обязанностей: его избрали в Верховный Совет СССР, в члены Центрального Комитета комсомола.

Я не переставал удивляться этому человеку. И прежде всего его умению общаться с людьми. Помню, осенью 1964 года незадолго до старта «Восхода» проводился контрольный запуск его беспилотного собрата. Нас пригласили на космодром Байконур. Знакомил нас со стартовым комплексом Юрий Алексеевич. Куда бы мы ни пришли, он везде находил знакомых, знал их по именам, где работают, чем занимаются. Знал их слабости и достоинства, интересовался их родными и близкими. Юрий одинаково непринужденно вел разговор с конструктором и рабочим, с ученым и инженером. О любом сооружении на стартовой площадке рассказывал со знанием дела.

Приближалось время запуска, и мы поспешили на наблюдательный пункт...

Когда яркое пламя вырвалось из сопел ракетных двигателей, когда их рев разнесся по степи и затряслась под ногами земля, у меня внутри словно что-то запело, будто тысячетрубный оркестр заиграл торжественный марш. Гул двигателей все нарастал и нарастал, вот он с каким-то надрывом затянул свою финальную ноту, и ракета медленно стала подниматься вверх. Казалось, что огненный столб толкает эту громадину. И вот она уже высоко над нами. Больно смотреть на яркое пламя двигателей. Вижу, как ракета поворачивает на северо-восток, как отделяются от нее боковые блоки — первая ступень ракеты. И вот она уже исчезла из наших глаз...

Полетом «Восхода-2» завершился первый этап экспериментальных полетов советских пилотируемых космических кораблей. Новый этап начался с испытаний первых многоцелевых космических кораблей, названных «Союзами».

«Союз» более чем в два раза превосходил «Восток» по своим размерам. Имел два обитаемых отсека, один из которых мог служить местом для работы и отдыха экипажа, а также шлюзовой камерой для выхода в открытый космос. Более сложная и мощная двигательная установка «Союза» позволяла ему совершать разнообразные маневры в космосе, переходить с одной орбиты на другую. Кроме того, на нем уже предусматривалась установка стыковочного узла. Семь иллюминаторов «Союза» давали возможность выполнять самые разнообразные научные наблюдения, фотографировать поверхность и атмосферу Земли, Луну, Солнце, звезды и другие космические объекты. На новом корабле можно было установить даже большой телескоп.

«Союз» мог использоваться и как орбитальная станция-лаборатория, и как своеобразный блок — для монтажа более крупных космических объектов, и как транспортный корабль — для доставки экипажа на орбитальные станции. И наконец, как корабль-спасатель, способный прийти на помощь своему собрату, терпящему бедствие на орбите.

Весной 1967 года корабль «Союз» был готов к первому испытательному пилотируемому полету. Государственная комиссия назначила основным пилотом Владимира Михайловича Комарова, а дублером — Юрия Алексеевича Гагарина.

...23 апреля 1967 года в 3 часа 35 минут по московскому времени мощная ракета-носитель вывела первый пилотируемый корабль «Союз» на орбиту спутника Земли... В этом полете после его завершения при спуске корабля на Землю из-за работы парашютной системы в нерасчетном режиме трагически погиб Владимир Михайлович Комаров.

«Мы научим летать «Союз», — писал в те дни в «Комсомолке» Юрий Гагарин. — В этом я вижу наш долг друзей перед памятью Володи».

Разработчики и создатели корабля еще и еще раз пересматривали конструкции систем и агрегатов, а мы снова готовились к испытаниям «Союза» в условиях пилотируемого космического полета. Особенно стремился к этому полету Гагарин. И когда ему сообщили, что он остается в группе, он очень обрадовался и стал готовиться к тренировочным полетам на самолетах.

...Утро 27 марта 1968 года обещало хорошую погоду. Техники готовили к вылету «спарки» — учебно-тренировочные МиГи-15. На одном из них после зачетного полета должен был лететь Гагарин.

Мы приехали на аэродром вместе с Юрой. Вместе прошли предполетный медосмотр. Я видел, как Юра подошел к своему самолету, доложил полковнику Серегину о готовности к полету, и оба они заняли места в своей «спарке» — Гагарин впереди, Серегин сзади, в инструкторской кабине.
Октябрь 1969 года. Космонавты В. Шаталов и А. Елисеев после посадки корабля «Союз-8».

Через полчаса после них я должен был вылететь в своей «спарке» с одним из бортинженеров. Гагарин улыбнулся нам своей доброй улыбкой .и помахал рукой. Он уверенно повел машину на взлетную полосу. Мастерски взлетел.

Мы направились к своему самолету. Я запустил двигатель и запросил разрешения выруливать на взлетную полосу, а в ответ молчание. Слышу только, как оператор настойчиво вызывает машину Юрия:

— 625! 625! Как слышите? 625! Отвечайте!

Но ответа 625-го нет и нет...

По маршруту гагаринского самолета отправили вертолет. Его экипаж и принес ужасную весть о гибели гагаринского самолета в густых лесах Владимирской области в районе города Киржач.

Установить однозначную причину авиационной катастрофы не удалось. Однако твердо можно сказать, что произошла она внезапно и летчики не могли даже попытаться что-либо предпринять для своего спасения. Самолет с работающим двигателем при большом угле пикирования врезался в землю...

Катастрофа произошла так стремительно, что на магнитофонной пленке не появилось никаких тревожных записей. Последняя:

«Я, 625-й. Полет в зоне закончил. Беру обратный курс».

И все...

У обелиска, поставленного на месте, где перестало биться сердце первого космонавта Земли, растет березка. Ее вершина срезана упавшим здесь самолетом. Каждый год 12 апреля у обелиска возле березки собираются космонавты вместе со своими семьями.

Космические полеты, начало которым положил Гагарин, продолжаются. На место старших поколений космонавтов приходит молодежь. Она растет, совершенствуется, обгоняет нас, своих предшественников. И так будет всегда, в этом залог нашего движения вперед. В освоении космоса примут участие тысячи и тысячи людей Земли, и все они будут помнить имя первого космонавта, Колумба вселенной — Юрия Алексеевича Гагарина.