"Техника-молодежи" 1978 г №5 с.16-17, 39




ШАГИ В БУДУЩЕЕ

Заметки со Всесоюзной выставки, посвященной 20-летию запуска искусственного спутника Земли.

На рубеже 50-60-х годов под воздействием выдающихся достижений научно-технической революции, космонавтики в советском изобразительном искусстве родилось новое для мирового искусства направление — научно-фантастическая живопись. Пока еще к нему можно отнести лишь ограниченную группу художников, возглавляемую космонавтом А. Леоновым, но уже можно с уверенностью говорить о равноправном существовании в наши дни наряду с маринистами, баталистами, анималистами и прочими художников-фантастов. Это направление выделяется своими особыми задачами и некоторыми необходимыми для самостоятельного жанра живописи характерными чертами. Наибольшее влияние на него оказывает сама тема «будущее человечества:», имеющая подчеркнуто проблемный, мировоззренческий характер и, пожалуй, в меньшей степени — внешние, даже талантливо сотворенные художниками реалии.

Особенно наглядно это проявилось на многочисленных выставках научно-фантастической живописи, организованных редакцией журнала «Техника — молодежи», как у нас в стране (в Москве, Киеве, Баку, Горьком, Волгограде, и др.), так и за рубежом (в Португалии, Лаосе, на Мадагаскаре, в столицах многих социалистических стран). Обращая свой взгляд в будущее человечества, художники не могут избежать в своем творчестве космических мотивов. Гигантский размах космических исследований и еще большие масштабы открывающихся новых тайн Вселенной невольно привносит в художественное творчество элемент фантастичности, зовут к попыткам средствами искусства ответить на встающие перед человеком вопросы.

Очевидным успехом научно-фантастической живописи стала организованная Московским отделением Союза художников СССР Всесоюзная выставка, посвященная 20-летию запуска первого в мире искусственного спутника Земли (Москва, декабрь 1977 — январь 1978 года). На ней было показано около 100 работ живописцев, скульпторов, графиков из многих городов России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии. Характерные для многих произведений философичность содержания, обилие исторических и литературных ассоциаций, стремление к созданию серий работ и целых композиций, в которых не проглядывает, а скорее «прочитывается» мысль автора, получая значительное сюжетное развитие, — все это свидетельствует о неизбежной «встрече» творческих усилий представителей различных видов искусства и литературы на пути все более глубокого раскрытия темы «Космос и человечество».
На рисунках:
А. Леонов
. «В открытый космос».
И. Некрасов. «Константин Эдуардович Циолковский».
М. Греку. «Луна земная».


Естественно, что на выставке выявились разнообразные творческие подходы к ней: от галереи сдержанно-традиционных скульптурных портретов советских космонавтов, созданной Г. Постниковым, до живописных фантазий М. Греку и И. Шважаса, остроэкспрессивной графики прибалтийцев И. Хельмута, А. Кютта и художественных феерий молодых художников из России.

Без сомнения, наибольший интерес в экспозиции вызывали два живописных произведения летчика-космонавта и художника А. Леонова. В картине «Орбитальная станция «Союз» — «Аполлон» перед зрителем предстал не только уникальный художественный документ, не только «рассказанный» участником и очевидцем эпизод совместного советско-американского полета, но и образное свидетельство начала новой космической эпопеи. Органичным символом этого начала художник избрал увиденный им из космоса удивительный «восход» Солнца над далекой Землей. Живописное полотно «В открытый космос» выразительно передает состояние свободного полета человека, первым шагнувшего в беспредельность космоса.

Эти две центральные на выставке картины активней других участвовали в зримом диалоге мечты и свершения, воплощенном в многочисленных скульптурных и рисованных портретах Коперника, Леонардо да Винчи, Галилея, Циолковского, Королева — исполинов духа, указавших человечеству дорогу в космос, и сынов Земли — Ю. Гагарина, Г. Титова, В. Севастьянова, сделавших первые героические шаги на пути реализации их предначертаний.

В силу свойства нового жанра на выставке возникало чувство неразрывной связи всех времен. Настоящее было вдумчивым собеседником в нескончаемом разговоре прошлого и будущего, будущее представало заданным нынешними «провидческими мечтами» ученых и поэтов. И, принимая священную традицию живой, ищущей мысли, художники-фантасты исполняли свой долг, запечатлевая пройденный путь и делая новый шаг в будущее. Большинство работ несло свое новое слово зрителю — от технических находок прибалтийцев до художественных летописей происходящего на наших глазах штурма Вселенной и прозрений в будущее молодых москвичей.

При взгляде на графические работы О. Атопковой-Гречиной, А. Плахова, А. Тюрина, офорты ростовчанина А. Смертина, объединенных общими попытками выразить в своем творчестве особую поэтику начавшейся в жизни человечества новой эры, без принуждения вспоминались современно звучащие строчки стихов Джордано Бруно, монаха, ставшего ученым:

Хоры блуждающих звезд, я к вам

Свой полет направляю,

К вам поднимусь, если вы верный

укажете путь...


Они были написаны в конце XVI века для того, чтобы в XX столетии усилием воли уже не одиночек, а целых народов «к звездам» стали направляться не только возвышенные мысли, но и реальные космические экспедиции.

Пристальное внимание к духовному миру человека в скафандре или его далекого предшественника, только мечтающего о космических высотах, характерно для графических портретов И. Некрасова, работ А. Якушина, А. Коробского, Г. Галкина. Выставка показала, что теперь мало кого привлекают поверхностная экзотика инопланетных пейзажей или самодовлеющий интерес к «чудесам» всемогущей космотехники, иногда замещающей собою человека, — темы, характерные для первого периода становления жанра. В представлении большинства художников главным героем революционного выхода в космическое пространство является не техника, а создавший ее человек, человечество, выносившее в себе идею космических полетов. Не всегда удачные поиски обобщающей художественной метафоры (Ю. Нерода — модель памятника освоению космического пространства, В. Городилов — скульптура «Завоеватели космоса» и др.) не нарушали единства экспозиции, а по-своему служили обретению искусством языка, способного выразить сложность и поистине вселенскую безграничность проблемы человечество и космос. Ее более углубленней постановка является важным итогом состоявшейся выставки, выставки, которая для советского изобразительного искусства стала еще одним заметным шагом в будущее.

ВАЛЕРИЙ КЛЕНОВ, искусствовед