"Техника-молодежи" 1978 г №5 с.54


Космогонист
Иван ЕРТОВ


Исаак Ньютон понимал, что его интерпретация движения планет по инерции не объясняет, почему планеты движутся почти в одной плоскости и в одном и том же направлении. Отвергая существование какой-либо среды между планетами, которая могла бы втянуть их в свое вихреобразное движение, великий англичанин вынужден был мириться с тем, что эта особенность строения солнечной системы оказывалась совершенно необъяснимой. Однако такие закономерности строения солнечной системы не могут быть случайностью, а, наоборот, указывают на какую-то общую причину.

Попытки найти эту причину в прошлом планетной системы и составляют цель посленьютоновой космогонии.

Первые космогонисты этого периода (Бюффон, 1745 г., Кант, 1755 г., Лаплас, 1799 г.) искали такой механизм образования солнечной системы, который мог бы заставить планеты двигаться в окружающем пустом пространстве. Совершенно по-другому подошел и проблеме их современник, первый русский космогонист Иван Данилович ЕРТОВ (1777 — 1828). Наиболее полное изложение его взглядов — МЫСЛИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ МИРОВ — было издано в 1820 году в Петербурге.

В отличие от своих знаменитых современников, даже не помышлявших об исправлении или дополнении Ньютоновой интерпретации движения планет, Ертов начинает именно с критики представлений И. Ньютона. Он пишет: «По мнению Ньютона, все планеты, единожды выпихнутые с мест происхождения их, должны были получить движение по прямой линии, но Солнце притяжением к себе... принудило обращаться вокруг себя по линиям разносредоточных эллипсов... А чтобы не ослабить первой причины и беспрестанным сопротивлением не остановить планеты в течении их, Ньютон отвергнул существование материи и вместо оной водворил совершенную пустоту в пространство».

Ертов возражает: «Пространство если бы не было занято никакою материею, то сквозь совершенную пустоту ни свет, ни притягательная сила Солнца не могли бы проходить на планеты, и не было бы никакого сообщения между мирами». Но если нет пустоты, то почему «по крайней мере в продолжение последних двух тысяч лет не примечено в движении планет никакой перемены...».

Русский космогонист приходит к выводу, «что сила движения не могла быть единовременной, но она действует на планеты беспрестанно и по сие время». Он утверждает, что эта сила «не может находиться нигде более как в самом Солнце...» И что порядок в движении миров произошел от двух причин, из коих «первая — существующая в веществе всех миров притягательная сила, а другая — находящаяся в Солнце сила обращения. Сии две силы, действуя на планеты совокупно и беспрестанно, произвели многие тысячи лет постоянно продолжавшееся движение».

Таким образом, идея, лежащая в основе гипотезы, состоит в том, что планеты движутся под действием сил тяготения и вращения Солнца. Ертов заменил инерцию постоянным действием сил и тем самым обосновал возможность движения планет в материальной среде.

Современная небесная механика и по сие время рассматривает эту задачу с точки зрения Ньютоновой интерпретации, то есть считает энергию и момент точки результатом действия внешней причины. Поэтому вопрос: как же приобрели свое движение планеты? — остается открытым, и в этом, бесспорно, огромная, еще не выясненная эвристическая ценность гипотезы Ертова.

Л. ВУЛЬФ

Ленинград